Артикуляционная гимнастика упражнение грибок

Почему упражнение грибок так важно при исправлении дефектов речи?

Здравствуйте, дорогие читательницы!
В этой статье я расскажу, как вам поможет упражнение для языка грибок и массаж органов речи для постановки некоторых звуков. У всех детей наступает момент, когда они начинают разговаривать, это самый важный период в развитии речи. В норме ребенок начинает говорить с десяти месяцев. Нарушения дикции становятся более заметными к двухлетнему возрасту, когда малыш старается подобрать правильные слоги, объединяя их в слова.

Если у ребенка не получается правильно произносить звуки, слоги, слова и фразы, то в причиной могут быть проблемы в строении органов артикуляции, например снижена подвижность языка. Вот тут-то родители и должны насторожиться, если речь невнятная, шипящие и звук «р» отсутствуют или сильно искажаются. Малышу грозят трудности в общении, правописании, снижении самооценки и уверенности в себе.

Короткая «уздечка»

Причина, по которой ребенок не может произнести звук слабые мышцы языка, щек, губ. Ему трудно поставить губы и язык в правильное положение для создания четкого звука. Укороченная подъязычная связка (уздечка) у ребенка частая причина нарушения произношения звуков. В норме длина уздечки полтора сантиметра.

Педиатр может посоветовать подрезать подъязычную связку с помощью лазера или хирургическим путем. Лучше всего это делать в новорожденном возрасте. В возрасте 5 — 6 лет после заживления остается рубец, что может мешать речи. Как вариант, попробуйте растянуть с помощью артикуляционной гимнастики.

Логопед с помощью упражнений пытается растянуть подъязычную связку. Это необходимо для постановки звуков «р» и «л», а также Ш и других шипящих. Правила выполнения артикуляционной гимнастики повышают эффективность упражнений.

Проводятся занятия в хорошо проветриваемом освещенном помещении. Ребенок усаживается перед зеркалом на удобный стул так, чтобы ноги доставали до пола. В самом начале ребенок и взрослый должны сидеть перед зеркалом, ребенок смотрит и повторяет движения. При выполнении упражнения «Грибок» малыш должен улыбнуться и широко открыть рот. Затем присосать язычок к небу.

Если не получается, пощелкайте языком, сделайте упражнение «Лошадка» и повторите «Грибок». Можно поддержать язык снизу ложкой, шпателем или массажным зондом. Упражнение не всегда получается сразу, чтоб ребенок не отвлекался, можно показать картинку с грибами, рассказать про них, как они растут, как их собирают, кладут в корзинку. На следующих занятиях можно рассказывать стихи и загадки про грибок, играть, собирая игрушечные грибочки в кузовок.

«Грибок» с увлечением

Иногда это потребует довольно длительного времени, к сожалению, не всем хватает картинок. Встречаются слишком активные дети, неспособные сидеть и выполнять упражнение. Им становиться скучно. Можно попробовать дома делать «Грибок», используя игровые приемы. Придумайте сказку. Устройте кукольное представление, используя например, коктейльные зонтики.

Покажите мультик про грибок. Каждый родитель знает, что любит его ребенок. Воспользуйтесь этим заинтересуйте, обхитрите и попробуйте повторить упражнение.

Упражнение «Грибок» самое эффективное в растяжке подъязычной уздечки. Важно выполнять его правильно и регулярно.

Перед выполнением упражнения «Грибок» устройте небольшую разминку для языка. Процесс станет веселее и интереснее, рассказывая сказку.

Сказка про маленький Грибок

Жил-был в сосновом лесу маленький гриб. И он очень хотел поскорее вырасти, но не знал как. В лесу ходили слухи о старом и мудром старичке Боровичке. Грибок отправился на поиски. Несколько дней и ночей он ходил по лесу, спрашивая у всех грибов, встречающихся на пути. К сожалению ни кто не знал, где старичок живет. Выйдя на опушку леса, возле высокой ели на прогретой солнцем траве сидел старичок Боровичок.

Обрадовался Грибок, побежал со всех ног к нему. Спросил Грибок, как ему поскорее вырасти. Старичок нахмурился, призадумался и говорит:»С первым теплым дождем начнешь расти. Сначала твоя шляпка потянется вверх, а затем ножка начнет вытягиваться и расти». Поблагодарил Грибок старичка и отправился домой. Как и говорил Боровичок, с первым теплым дождем Грибок стал расти и вырос в большой красивый подосиновик.

На примере сказки покажите ребенку упражнение «Грибок». Объясните, что кончик языка это шляпка. Ножка гриба это подъязычная связка.

Массаж подъязычной связки

Для того чтобы быстрее растянуть связку требуется массаж под языком. Последовательность выполнения массажа:

  • Откройте ротик ребенка;
  • Вытащите язык, положите на верхнюю губу, так чтобы было видно уздечку.
  • Накройте язык, носовым платком придерживая его пальцами, а другой рукой (указательным и большим пальцем) скользите по уздечке в разных направлениях растягивающими движениями.

Можно проводить массаж с помощью массажных зондов или с насадками.

Проблема произношения звуков у детей дошкольного и школьного возраста всегда остается актуальной. Оттого, как правильно в будущем будет разговаривать ребенок, полностью лежит на ответственности родителей. Логопедические знания помогут преодолеть нарушения и исправить речь. Обязательно повторяйте упражнение в домашних условиях, и малыш быстрее научится правильно говорить.

Подписывайтесь на наш блог, есть еще много интересных статей, которые каждый должен прочитать. Берегите детей и всего хорошего!

Артикуляционные упражнения

Материал для оформления информационного уголка для родителей по теме «Артикуляционная гимнастика»

Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению.

Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка?

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.

Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.

Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.

Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные артикуляционные упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

Упражнение «Лягушечка» — «Хоботок»

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.

Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!

Упражнение «Лопаточка» — «Иголочка»

Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

Упражнение «Вкусное варенье»

Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху -вниз.

Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать как цокает лошадка.

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д-д-д-д».

Упражнение «Чистим зубки»

Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх.

Порядина Анна Ивановна,
учитель-логопед

Артикуляционная гимнастика упражнение грибок

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Артикуляционная гимнастика на все звуки

Для нормального развития речи и четкого произношения всех звуков, необходимо следить за состоянием артикуляционного аппарата.

Ознакомьтесь так же:  Стойкие тональные крема для жирной кожи

В него входят следующие органы: гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо (ротоглотка), зубы верхней и нижней челюсти (они формируют прикус), губы, носоглотка (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое небо) и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.

Многое из перечисленного нужно контролировать со стороны медицины и обследоваться у специалистов по мере надобности.

Но что касается движений языка, губ, то их можно немного корректировать с помощью постоянных упражнений.

Вот о них мы и поговорим. Сейчас рассмотрим максимальное количество артикуляционных упражнений, которые вы можете выполнять с малышом дома перед зеркалом.

ЯЗЫЧОК И ДОМИК

  1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

  1. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

  1. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

Артикуляционное упражнение Язычок и домик

БЕГЕМОТИК

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Артикуляционное упражнение Бегемотик

УЛЫБКА (лягушка улыбается)

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Артикуляционное упражнение Улыбка

ХОБОТОК (набираем водичку хоботом)

Описание упражнения 1: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

Описание упражнения 2: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Артикуляционное упражнение Хоботок (Дудочка)

ЗМЕЙКА

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Артикуляционное упражнение Змейка

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Артикуляционное упражнение Лошадка

ЁЖИК БЕГАЕТ ПО КРУГУ

Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

Артикуляционное упражнение Ёжик бегает по кругу

РАСЧЕСКА

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

Артикуляционное упражнение Расческа

ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК

Описание упражнения: надуть одну щёку — сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

Артикуляционное упражнение Воздушный Шарик

ЧАСИКИ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

Артикуляционное упражнение Часики

КАЧЕЛИ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» — опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Артикуляционное упражнение Качели

ФУТБОЛ

Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох — через нос, выдох — через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.

Артикуляционное упражнение Футбол

ИНДЮК

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была…

Артикуляционное упражнение Индюк

МЕСИМ ТЕСТО (Наказываем непослушный язычок)

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами — та-та-та…; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием

Артикуляционное упражнение Месим Тесто

БЛИНЧИК

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, по­ложить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

Артикуляционное упражнение Блинчик

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали?

Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Артикуляционное упражнение Вкусное варенье

ЧАШЕЧКА

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой.

Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

Артикуляционное упражнение Чашечка

ЧИСТИМ ЗУБЫ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем!

Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта.

Артикуляционное упражнение Чистим Зубы

КИСКА СЕРДИТСЯ (ГОРКА)

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Описание упражнения: улыбнуться, окрыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.

Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

Артикуляционное упражнение Киска сердится

ПАРУС

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Артикуляционное упражнение Парус

МАЛЯР

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

Артикуляционное упражнение Маляр

ГРИБОК

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

Артикуляционное упражнение Грибок

ГАРМОШКА

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотри упражнение «Гриб» на с. 34). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

Артикуляционное упражнение Гармошка

ДЯТЕЛ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала

медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

  1. Потом дятел стал стучать по-другому: «Д-дд, Д-дд…» (выделенный звук произносится сильнее). «Постучи» и ты так языком 10-15 секунд.
  2. А потом вот так: «дд-Д, дд-Д…». Выполнять 10-15 секунд.

Артикуляционное упражнение Дятел

КОМАРИК

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

Артикуляционное упражнение Комарик

МОТОРЧИК

Давай мы попробуем завести моторчик.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын…» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.

А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН — дын, дын; ДЫН — дын, дын…» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.

Артикуляционное упражнение Заведи моторчик

Эти все изображения взяты из книги Елены Косиновой «Гимнастика для развития речи».

Отдельно изображения можно скачать на сайте ЗДЕСЬ, а всю книгу можно приобрести в отделах учебной литературы или в интернет-магазинах.

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

Новости о детях

Методический материал
«Артикуляционные упражнения»

Составитель: Кухмистрова Галина Михайловна
учитель – логопед
КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
E-mail для связи с автором: [email protected]

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у учащихся воображения, внимания, произвольности, усидчивости.

С целью информирования родителей о формах и методах подготовки органов артикуляции детей к правильному произношению, организую мастер-класс на тему: «Трудности трудных звуков», заседание семейного клуба «Уроки Звукознайкина», а также ежемесячную «Игротеку для заботливых родителей», открытые занятия с учащимися, оформляю папки-передвижки, фото-презентации.

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики на индивидуально-подгрупповых занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми, на логопедических разминках помогает:
• формировать кинетико — кинестетическую основу движений,
• развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков,
• воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность
• поддерживать интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи¬мость);
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
— увеличить амплитуду движений;
— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа.
Многолетний опыт показывает, что чем раньше родители обращают внимание на пра¬вильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, от¬рицательно влияют на формирование эмоциональной сферы.

Упражнение «Лошадка»

Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздаётся щелчок.

Цель:
Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растяги¬вать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы¬тами»).
Обратите внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
2. Нижняя челюсть не двигается, рабо¬тает только язык.

Ознакомьтесь так же:  Чем лечить грибок ногтей на ногах у детей

Упражнение «Грибок»

Широко открою рот,
Будто щёлкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз — и вся учёба.

Цель:
Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом
для звука [р]. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Обратите внимание!
1. Если имеются затруднения выполнить это упражнение, то необ¬ходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Щёлкать языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывать язык к нёбу.

Упражнение «Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края —
Вот и «чашечка» моя.

Цель:
Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Обратите внимание!
1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык на нижней губе и слег¬ка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принима¬ет нужную форму.
2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, за¬вернуть его
на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
3. При выполнении упражне¬ния края языка находятся у верхних зубов.

Упражнение «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе —
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель:
Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание!
1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем).
2. Язык широкий, в форме чашечки.
3. Если упражнение не получается, то нужно вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку». Распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).

Упражнение «Часики»

Влево — вправо кончик ходит,
Будто места не находит.

Цель:
Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна.
2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

«Покусываем кончик языка»

Выдвигаю свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю всё проворней.

Цель:
Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улуч¬шения иннервации (нервной проводимости).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
Варианты:
1. Покрывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка.
3. Покусывать язык, продвигая его посте¬пенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произ¬ношение слогов («та-та-та») помогает
в выполнении упражнения.
Обратите внимание!
1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.
2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляци¬онной гимнастике. Выполняя это упражнение, осуществляется самомассаж языка.

Весёлая артикуляционная гимнастика

Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс
— 3-5 раз в день по 5-6 минут.

1. Улыбка.. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и.
Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

2. Хоботок. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

3. Улыбка, хоботок. Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение
выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

4. Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется
ритмично, под счёт.

5. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1)
кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается
только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

6. Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно
касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под
счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

7. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный
язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не
хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять.

8. Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий,
напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.

9. Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий — узкий. Упражнение
выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык – иголочкой потом и потянем остриём.

10. Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в
нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние
передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику

Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

11. Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка
упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие
движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам.
Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

12.«Лошадка». Пощёлкать кончиком языка, присасывая его к нёбу.

Скок, лошадка! Скок, скок, скок!

Цок, копытце! Цок, цок, цок!

13. «Маляр». Кончиком языка гладить нёбо, начиная от верхних зубов.

Пригласили маляра, потолок белить пора.

14. «Дятел». Постучать кончиком языка в нёбо.

Я на дереве сижу, червячка добыть хочу: д-д-д!

15. «Грибок». Пощёлкать языком, присосать к нёбу. Рот открыт, уздечка натянута.

К нёбу язычок прижми, челюсть ниже отведи.

Посмотри скоре, дружок, вырос в ротике грибок.

16. «Гармошка». Сделать «Грибок», рот открывать и закрывать, не отрывая язык.

На гармошке я играю, рот пошире открываю.

К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.

Язычок у нас мотор, заводи его шофёр: тр-р-р!

Сказочные истории из жизни Язычка.

Домик для Язычка.

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него
не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а
там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку,
он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл
себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в
полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери:
первая дверь — губы, вторая дверь — зубы.

В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они
могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки.

А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол.
Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы.
Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с
маленьким язычком-увуля.

Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище.
Правда, в нём всегда было сыро, доже спать приходилось в мокрой постели, зато
было тепло и уютно, а главное — не было сквозняков.

Язычок делает ремонт.

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего,
он проветривал свой дом, для чего сначала открывал первую дверь — губы, затем
вторую дверь — зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети
выполняют соответствующие движения языком.)

Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было
тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребёнок
двигает языком 5-10 раз вперёд-назад и из стороны в сторону по нёбу — упражнение
«Маляр”.)

Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щёк обоями. Делал он это
очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка
сверху-вниз по внутренней стороне обеих щёк.)

После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под
языком и возле передних зубов; рот открыт.)

Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые
верхние и нижние зубы — упражнение «Забор”.)

Язычок делает покупки.

Язычок был очень пунктуален и не любил опаздывать, поэтому, прежде всего он
решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходики с
маятником, который двигался из стороны в сторону. (Движения языка из одного
уголка рта в другой, рот открыт — упражнение «Часики”.)

У часов были две длинные острые стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры
на циферблате (круговые движения языка, который как бы очерчивает циферблат и в
нескольких местах касается округлённых губ, указывая расположение цифр на
циферблате).

Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: «Тик-так, тик-так!”,
а каждый час били: «Бом-бом-бом!” (Дети повторяют.)

Ещё Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку. (Рот открыт, широкий язычок в
форме чашечки поднимается к верхним зубам, губы остаются неподвижными —
упражнение «Чашечка”.) Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и
кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая
щёк.)

Язычок купил также сковородку, на ней он пёк блины, которые очень любил. (Сделать
язык широким и плоским, как блин, и положить его на нижнюю губу, рот открыт,
губы не напряжены — упражнение «Блинчик”.)

Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили
угощение, иногда даже облизывались от удовольствия. (Широким языком облизать
верхнюю губу движением сверху вниз 5-10 раз; рот открыт — упражнение «Вкусное
варенье”.)

Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил
зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался, (Дети выполняют
соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой.)

Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу (движения губ, челюстей,
языка). Смотрел налево, направо, вверх (светит ли солнышко), вниз (нет ли луж на
дорожке) и выходил из дома на утреннюю пробежку. (Дети выполняют языком
указанные движения.) Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну, а затем в
другую сторону. (Круговые движения языка, рот широко открыт.) Сделав несколько
дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом), Язычок возвращался домой,
захлопывал одну дверь (зубы), другую (губы) и начинал заниматься обычными
домашними делами.

Ознакомьтесь так же:  Сыпь при болезнях печени

У Язычка появился новый друг.

Однажды после традиционной утренней пробежки Язычок присел на крылечке. (Положить
широкий спокойный язык на нижнюю губу; рот полуоткрыт; зубы не напряжены.) Ярко
светило солнышко, дул ветерок (подуть на широкий язык), и Язычок задремал. Вдруг
он услышал, что под крыльцом кто-то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить
язык) и увидел маленького пушистого котёнка. Язычок погладил его. (Дети кистью
правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котёнка.) Но котёнку это не
понравилось, и он выгнул спинку. (Кончик языка упирается в нижние зубы; широкий
язык круто выгнут — упражнение «Киска сердится”.) Язычок, отдёрнув руку,
удивлённо посмотрел на котёнка: тот оказался худым и голодным. «Его надо
накормить!” — решил Язычок и пошёл в дом за едой. В своей любимой чашке (упражнение
«Чашечка”) Язычок принёс котёнку тёплое молоко. Котёнок стал с жадностью его
лакать (соответствующие движения языка). Когда молока не осталось, котёнок
облизнулся (упражнение «Вкусное варенье”, 5-10 раз) и начал умываться. (Дети
правой рукой имитируют движения умывающегося котёнка.) Язычок решил снова
погладить котёнка. На этот раз тот не сердился и выгнул спинку от удовольствия (движение
языка), а потом потёрся о ноги (верхними зубами как бы погладить круто изогнутый
язык) и замурлыкал.

С тех пор котёнок стал жить вместе с язычком.

На день рождения друзья подарили Язычку велосипед: красивый, с двумя большими
колёсами (круговые движения языка) и блестящим рулём. Язычок решил прокатиться
на велосипеде вокруг дома. (5-10 круговых движениё языка, рот открыт как можно
шире.) Но вот беда: на дороге валялся острый гвоздь. (Сделать язык длинным и
узким, как игла, — упражнение «Иголочка”.) Язычок напоролся на него, и из камеры
стал выходить воздух («С-с-с-с”). «Не расстраивайся!” — начали успокаивать
Язычка друзья. Они сняли колесо, заклеили дырку в камере и накачали её с помощью
насоса. («С-с-с-с”. Одновременно дети выполняют движения руками «Насос”.) Колесо
поставили на место, и Язычок с друзьями снова мог кататься на велосипеде. (Несколько
круговых движений языка.)

Язычок и лошадка.

Как-то летом Язычок, выглянув в дверь (движение языка), увидел на лужайке
маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы
покусывают) и весело помахивала хвостом (движение языка из стороны в сторону).

Язычок выбежал из дома и протянул лошадке кусок подсоленного хлебца. Та
осторожно взяла его мягкими губами (движение губ).

На спине у лошадки было широкое седло (упражнение «Чашечка”), и Язычок решил
покататься верхом. Он ловко вскочил в седло, и лошадка поскакала! (Дети руками «держат
поводья” и звонко цокают языком — упражнение «Лошадка”.)

Время от времени Язычок натягивал поводья (дети имитируют движение — упражнение
«Натянем поводья”) и останавливал лошадку: «Тпр-р-р. ” (Подуть на губы, а затем
на губы и язык — упражнение «Кучерское межгубное р-р-р”. Названные упражнения
повторить несколько раз, чередуя.

Язычок в зоопарке.

Язычок подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли: лошадка работа-ла в
зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоо-парк,
чтобы повидать своего нового друга, ездил верхом. (Упражнение «Лошадка”, «Натянем
поводья”, «Кучерское межгубное р-р-р”.)

В зоопарке у Язычка появились новые знакомые. Самым большим из них был бегемот
Боня. Когда Язычок подходил к его бассейну, Боня широко раскрывал рот (дети
открывают рот как можно шире) и ждал какого-нибудь лакомства. Получив его,
захлопывал огромную пасть и начинал жевать. (Дети делают то же самое.)

Самым сердитым был индюк. Когда кто-нибудь сердил его, он тряс красным носом и «болботал”.
(Очень быстрые движения широким языком, который бьёт по верхней губе, издавая
при этом характерные звуки — упражнение «Индюк”.)

Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался
страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало. (Упражнение
«Иголочка”.) Язык быстро-быстро передвигался из стороны в сторону. (Дети узким
длинным языком выполняют соответствующие движения — упражнение «Змейка”.)

Самой весёлой была обезьяна. Она любила всех смешить, поэтому всё время строила
рожи: высовывала язык, надувала щёки, делала вид, что полощет рот, пыталась
языком дотянуться до носа, а затем до подбородка. (Дети выполняют все эти
движения.

Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спину и шипел. (Упражнение
«Киска сердится”.)

Для своих новых друзей Язычок приносил лакомства: лошадке — солёный хлеб (движение
губами, захватывающими что-то); бегемоту — большую конфету (кончиком языка как
бы прилепить конфету к нёбу за верхними зубами — упражнение «Конфетка”); индюку
— зёрна пшеницы (кончиком языка как бы клюют зёрнышки); ужу — молоко (лакательные
движения); обезьяне — банан (попытаться сделать язык похожим на банан); тигру —
кусок мяса (жевательные движения).

Вместе с друзьями Язычок отправился в цирк. Сколько же интересного они там
увидели!

Открыли представление барабанщики. Выйдя на арену, они громко били в барабаны: «Ды-ды-ды!”
(Кончиком языка постучать по нёбу за верхними зубами — упражнение «Барабанщик”.)

Затем под куполом цирка появились воздушные гимнасты. Они раскачивались,
перелетали с одной трапеции на другую. (Широким языком выполнить движения языком
вперёд-назад, рот открыт — упражнение «Качалочка”, повторить 5-10 раз.)

После гимнастов выступали цирковые лошадки. (Упражнения «Лошадка”, «Натянем
поводья”, «Кучерское межгубное р-р-р”.)

Очень интересным было выступление дрессированных тигров, которые сидели на
высоких тумбах (широкий язык положить на нижнюю губу), качались на качелях. (Рот
открыт, язык дотрагивается сначала до верхней, а потом до нижней губы 5-10 раз;
губы при этом не напрягаются и не подворачиваются, а язык не зажимается зубами —
упражнение «Качели”.) Иногда тигры сердились на дрессировщика и выгибали спины.
(Упражнение «Киска сердится”.)

Но больше всего Язычку понравилось выступление фокусника. Придя домой, он
придумал собственный фокус. (Положить ватку на кончик носа и сдувать её,
направляя воздушную струю посередине широкого, в форме чашечки, языка вверх;
язык высунут, щёки не раздуваются; зубы не прикусывают язык — упражнение «Фокус”.)

Язычок собирает грибы.

Наступила осень — пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упражнение «Чашечка”),
отправился в лес. По дороге в лес увидел ручеёк. (Холодная струйка воздуха «стекает”
посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних
зубов; губы раздвинуты в улыбке — упражнение «Ручеёк”.) Язычок подставил ладошку
и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под
подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения: «А какая вода
в твоём ручейке?”)

Язычок долго ходил по лесу и, наконец, вышел на поляну. Увидел на ней много-много
грибов. (Широкий язык «присасывается” к нёбу, по форме он напоминает шляпку
гриба, а подъязычная уздечка — ножку гриба — упражнение «Грибок”.) Язычок
перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а
это мухомор. «и т.д. Набрав полную корзину грибов, Язычок вернулся домой.

Язычок учится играть на музыкальных инструментах.

Язычок любил музыку, и ему очень хотелось научиться играть на разных музыкальных
инструментах. Он купил барабан, дудочку и гармошку.

Сначала Язычок стал брать уроки игры на барабане. Палочки звонко отбивали дробь:
«Ды-ды-ды. ” (Упражнение «Барабанщик”.)

Освоив барабан, Язычок начал учиться игре на дудочке. (Упражнение «Трубочка”:
свернуть язык трубочкой и подуть в неё.) Самым трудным оказалось научиться игре
на гармошке. (Язык «присасывается к нёбу, как в упражнении «Грибок”, а затем
движением нижней челюсти вниз-вверх подъязычная уздечка растягивается, как меха
у гармошки; при этом надо стараться, чтобы язык не оторвался от нёба —
упражнение «Гармошка”.) Язычок очень старался, поэтому учёба его шла успешно.
Скоро он мог исполнять на своих музыкальных инструментах любые мелодии. (Несколько
раз повторить упражнения «Барабанщик”, «Дудочка”, «Гармошка”.)

«Театр пальчиков и язы¬ка»

Предложенные ниже варианты упражнений игры «Театр пальчиков и языка» могут
использоваться на занятиях с дошкольниками. Объем и длительность «представлений»
на каждом занятии определяет педагог (логопед, воспитатель) в зависимости от
речевых данных детей группы.

Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей)

Однажды пальчики пошли в лес:

(Руки: Имитация ходьбы пальчиков в заданном и меняющемся ритме, темпе:

указательным и средним, большим и указательным и т. д.

Язык: Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз.)

Подошли к опушке —

(Руки: Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу пальцы – горизонтальны.

Язык: ровный, свободно лежит на нижней губе.)

На опушке большое дерево.

Вот его ствол. Вот его крона.

(Руки: Локти, ладони соединены, пальцы — вверх.

Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы – в стороны, при
этом

пальцы загнуты «чашечкой».

Язык высовывается и напряжённо тянется к носу.

Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой».)

Крона состоит из веток и листьев, которые играют с ветерком летом,

а осенью опадают.

(Руки: Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются
«чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются;

ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища.

Язык в той же позе.

Движение вверх-вниз (язык со скругленными краями), затем язык расслабленно
опускается на нижнюю губу.)

На дереве — гнездо, а в нем — птица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в
гнездо, т. к. кормит птенцов.

(Руки соединяются ребрами ладоней — «чашечкой», большие пальцы то спускаются на
дно

«чашечки», то поднимаются.

Язык – «чашечкой», а потом свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны.)

Под деревом — грибы с толстой и тонкой ножками.

(Руки: Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой – шляпку.
Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки
— ножка, а ладонь — шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень
много»).

Язык мягко присасывается к твердому небу, затем напряженно присасывается («гриб
растет»).

Дерево растет и грибы растут, собираем их в корзину.

(Руки вверх (к солнцу);

См. предыдущее упражнение

переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней – кверху.

Язык напряженно тянется к носу чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на
нижнюю губу.)

Идем по лесу дальше.

Растет дикая яблонька, на ней плоды — яблочки, они кислые.

(Руки: См. первое упражнение

Руки от локтя до запястий вместе, ладони — в кулаки, а большой палец — вверх;

махнуть рукой (Эх!)

Язык скругленный, выгнутый — с опорой на верхней губе; затем надо сморщиться и

слегка высунуть язык.)

Но дома сварим из них варенье — во какое!

(Руки: Поднять большой палец вверх.

Язык: Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы.)

Поэтому соберем их в корзинку.

(Руки: Переплетение пальцев, ладони — вверх, руки — в стороны.

Через лес («топ-топ») вышли к реке.

(Руки в стороны: плавные движения от плечей к пальцам (как в балете).

Язык: Плавное движение широким языком вперед – назад.)

Тяжело нести корзины, увидели лодку.

(Руки: Соединенные ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытые сверху (плавное
движение лодки).

Язык: Сложить язык пополам — («лодочкой») и вытягивать его вперед.)