Витилиго как лечить по сунне

Медицина Пророка ﷺ

Медицина Пророка ﷺ или исламская медицина – это лечение по сунне, которое основывается на том, что передано от Пророка Мухаммада ﷺ , будь это коранические аяты или пророческие хадисы. К лечению относится всё то, что описывал Пророк (мир ему и благословение), отвечая на вопросы сподвижников об излечении от недугов. Медицина Пророка ﷺ объединяет в себе всё то, что связано со здоровьем человека в течение жизни касательно его пищи, питья, жилья, женитьбы и так далее. Медицина Пророка ﷺ содержит в себе законодательство, касающееся вопросов лечения, осуществления медицинской практики, ответственности врачей с точки зрения Ислама.

Учёные, занимающиеся составлением сборников хадисов, составляли отдельные разделы под названием «Раздел медицины», собирая в нём высказывания Пророка (мир ему и благословение), касающиеся темы исламской медицины. Первым это сделал имам Малик в своём сборнике хадисов «аль-Мувата». Подобно имаму Малику, это сделали имам аль-Бухари, затем имам Муслим и другие собиратели хадисов.

Первым, кто составил отдельную книгу о медицине Пророка (мир ему и благословение), по словам историков, был Али ар-Риза ибн Муса аль-Казим (ум. 203 х./ 811 м.). Его книга представляла собой сокращённый трактат.

Затем была написана книга «Пророческая медицина», автором которой был аль-Малик ибн Хабиб аль-Андулуси (ум. 238 х. / 853 по м.). Он был факихом, мухаддисом, его называли алим Андалусии. Это была первая книга по медицине Пророка (мир ему и благословение), в которой были упомянуты хадисы и делившаяся на разделы.

Считается, что первым, кто начал лечение по сунне Пророка (мир ему и благословение) был Абдуль-Латиф аль-Багдади (ум. 1231 по м.). Он был также учёным в области фикха и грамматики. Он написал книгу «Ат-Тибу мин аль-Китабива ас-Суннати» («Медицина на основе Корана и Сунны»).

Книги о медицине Пророка (мир ему и благословение) писали Ибн Сина, Абу Нуайм аль-Асбахани, ат-Тайфаши, аль-Камил ибн Тархан и другие.

Книга «Аль-манхадж ас-савива аль-манхали ар-рави фи ат-тиби ан-набавийи» имама хафиза Джалалуддина ас-Суюти (849-911 х./ 1445-1505 м.) является самой объемлющей книгой в области медицины Пророка (мир ему и благословение), так как она вобрала в себя всё то, что было написано прежде, в связи с тем, что автор был сведущ в науке хадисов.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О, рабы Аллаха, лечитесь, потому что Аллах не послал болезнь, не посылая для неё лечения, кроме смерти» (достоверный хадис, передан 4-мя имамами хадисов).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах не ниспосылает ни одной болезни, не ниспосылав от неё излечения» (имам Аль-Бухари).

«У каждой болезни есть лекарство, и если лекарство подошло к болезни, то человек исцелится с позволения Аллаха» (имам Муслим).

От Абу Саида аль-Худри передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах не создал никакой болезни, не дав исцеления, знает его тот, кто изучает, не знает тот, кто невежественен, кроме смерти» (имам Ибн Маджа).

В этих хадисах мы видим побуждение к лечению. Всевышний сделал лекарства причиной для выздоровления. В словах Пророка (мир ему и благословение) «знает его тот, кто изучает, не знает тот, кто невежественен» – призыв к исламским врачам, чтобы они занимались научными исследованиями в медицине и изысканиями новых лекарств для тех болезней, которые не были известны прежде.

Исламская медицина

Ислам полностью направлен на сохранение жизни и здоровья человека, для приобретения счастливой жизни в обоих мирах.

Ислам гарантирует сохранность пяти вещей:

Три пункта из этих пяти непосредственно связаны со здоровьем тела (тело, честь, разум). Исламская медицина направлена на сохранение здоровья тела от угрозы заболеваний.

Имам аш-Шафии говорил: «Общество нуждается в двух категориях людей: учёных для сохранения религии, и врачах для сохранения (здоровья) их тел. Он также сказал: «Я не знаю науки, кроме знаний халяля (дозволенного) и харама (запретного) и знаний медицины».

Лечился сам Пророк (мир ему и благословение) и его досточтимое семейство, его жёны и сподвижники. Он советовал использовать средства лечения, известные в то время, полезные свойства которых впоследствии подтвердила наука.

Одним из лекарств является мёд, который сотворён Всевышним для лечения. В Коране говорится (смысл):

«И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай в горах дома и на деревьях и в том, что они строят.

А потом питайся всевозможными плодами и следуй по путям твоего Господа, которые доступны тебе». Из брюшков пчёл исходит питьё разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (Коран, 16:68-69).

Мёд исцеляет от многих болезней кровеносной системы, пищеварения, укрепляет иммунитет, лечит астму, язвы и так далее.

Чёрный тмин

Также Пророк (мир ему и благословение) призывал использовать в лечении семена чёрного тмина. С 1959 года в международных университетах было проведено более 200 исследований. Ошеломляющие результаты опытов были оформлены в виде статей и докладов и затем опубликованы в различных СМИ. Таким образом, наука полностью подтвердила важнейшее значение чёрного тмина в нашей жизни, о котором было сказано более 1400 лет назад Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение): «Лечитесь чёрным тмином, ибо в нём исцеление от всех болезней, кроме смерти!» (имамы аль-Бухари, Муслим)

Оливковое масло

Саид аль-Ансари приводит слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение), сказавшего: «Вкушайте оливковое масло и втирайте его в тело, ибо дерево это священно» (передали имамы ат-Тирмизи, ибн Маджа).

Оливковое масло играет важную роль в предупреждении сердечно-сосудистых заболеваний, предотвращает загустение крови и ускоряет её передвижение по сосудам, выступает помощником при понижении высокого давления, предупреждает ожирение. В странах с преобладающим употреблением оливкового масла процент населения, страдающего ожирением, очень низок. Оливковое масло уменьшает вредное воздействие на организм свободных радикалов, играет важную роль в предупреждении раковых заболеваний.

Однажды Пророк (мир ему и благословение) обратился к Али ибн Абу Талиб: «Ешь чеснок, так как если бы я не общался с ангелами, я бы ел его».

Не стоит спорить о целебных свойствах чеснока. При присущем ему недостатке, такому, как неприятный запах после его употребления, чеснок является прекрасным антибактериальным средством, хорошим лекарством от цинги, одним из наиболее эффективных природных средств для укрепления капилляров, а также отличным адаптогеном.

Всевышний обращает наше внимание на блага этого мира (смысл):

«Он – тот, кто сделал покорным море, чтобы вы обрели для питания свежее мясо».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Первой пищей жителей Рая будет лучшая часть печени кита».

Польза рыбьего жира давно доказана американскими и европейскими учёными. Исследования подтвердили полезность в рыбьем жире полиненасыщенных кислот Омега-3 не только для профилактики заболеваний сердца и сосудов, но и для снижения риска развития заболеваний, которые связаны с избыточным весом.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто съест с утра семь фиников высшего сорта, тому в этот день ему не повредит ни яд, ни колдовство».

Всё новые и новые удивительные особенности финика, открываемые учёными, сделали этот плод не только изысканной разновидностью пищи, но и лекарством при целом ряде заболеваний и недугов.

В хадисе ‘Абдаллы бин Умми Харама говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вам следует использовать сенну, ибо в ней исцеление от всех недугов, кроме яда». «А что за яд?» – спросили у него. «Смерть», – ответил он им (сборник Ибн Маджи).

Посланник Аллаха(мир ему и благословение) повелел использовать алоэ для лечения, особенно для лечения глаз. Препараты алоэ применяют при лечении глазных болезней, желудочно-кишечных заболеваний – гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, привычных запорах. Сок алоэ употребляют местно для лечения кожных заболеваний – длительно незаживающих ран, язв, ожогов, лучевых поражений кожи.

Имбирь – это настоящая кладезь полезных свойств. В имбире содержатся такие важные для человеческого организма компоненты, как феландрин, цинеол, эфирные масла, цитрал, борнеол, гингерол, камфин, а также важнейшие аминокислоты, а именно: лейзин, фениланин, метионин и многие другие.

Использование сивака — суннат, который мог стать фарзом, о нём передано большое количество хадисов и польза его очевидна всем.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Как лечить витилиго и каковы причины возникновения этого заболевания?

Витилиго представляет собой плохо изученное дерматологическое заболевание, которое доставляет массу эстетических и психологических неудобств его обладателю, живущему в современном малотерпимом и боязливом социуме. Однако в возможных причинах и существующих методах лечения этого заболевания можно попробовать разобраться.

Начнем с определения места витилиго в системе дерматологических заболеваний. Патология относится к группе dyschromia cutis (дисхромия кожи). Название переводится с греческого как нарушение пигментации кожи (приставка dys- означает «нарушение функции», «отклонение от нормы», «затруднение», + chroma — цвет, окраска).

Цвет кожи в нормальном состоянии человеческого организма определяется четырьмя пигментами:

  • Меланин — отвечает за коричневый цвет.
  • Каротин — обеспечивает желтый оттенок.
  • Гемоглобин, насыщенный кислородом, — содержится в капиллярах и имеет красный цвет.
  • Гемоглобин восстановленный — содержится в венулах и имеет синий цвет.

Чаще всего изменение пигментации кожи связано с переизбытком или недостатком меланина.

Это интересно!

Пока врачи ищут причины витилиго и средства борьбы с этим заболеванием, косметологический подход к проблеме предлагает решение в виде татуажа. В депигментированные участки кожи при помощи специального аппарата вбивается краска, позволяющая замаскировать белые пятна. Недостатков у этого подхода два: применимость только для небольших участков витилиго и отсутствие лечения как такового.

Таким образом, витилиго относится к приобретенным первичным дисхромиям кожи, хотя установлено, что примерно в трети случаев оно передается генетически. У термина «витилиго» есть синонимы, в том числе устаревшие, такие как «песь», «пегая кожа», «болезнь белых пятен», «лейкопатия». Само же слово «витилиго» (vitiligo) происходит от латинского vitium, что означает «изъян», «порок» или «недостаток».

Симптомы и диагностика витилиго

Витилиго представляет собой дерматоз, вызванный дисфункцией процессов пигментации кожного покрова с образованием депигментированных пятен. Это заболевание может иметь проявления в любом возрасте, однако оно имеет место в первую очередь у людей в возрасте до 20 лет — на диапазон от 10 до 30 лет приходится половина всех случаев развития витилиго. Витилиго не имеет расовой принадлежности, в среднем его распространенность составляет около 1% населения планеты, при этом женщины более «уязвимы» к этому заболеванию.

ВАЖНО!

  • Витилиго — не заразное заболевание.
  • Витилиго не повышает вероятность возникновения рака кожи.
  • Витилиго не вызывает зуда и болезненности, в целом оно безопасно для здоровья.

Волосы в очагах повреждения зачастую меняют цвет — обесцвечиваются, ослабляется сало- и потоотделение, сосудодвигательный и мышечно-волосковый рефлексы. При этом заболевании есть существенный риск развития так называемых солнечных дерматитов.

Витилиго сопровождается возникновением депигментированных пятен, различных в диаметре, очертаниях, очерченных зоной повышенной пигментации, плавно переходящей в обычный цвет кожного покрова, но предрасположенных к периферическому росту. Изредка можно наблюдать молочно-белые пятна (macula), которые обрамлены четкой возвышающейся границей по периметру. Витилигинозные пятна имеют склонность к разрастанию и «сращиванию» друг с другом, создавая тем самым значительные площади локализации заболевания.

В давно образовавшихся очагах депигментации меланоциты не обнаруживаются, однако в недавних образованиях возможно найти их незначительное количество, но с явными признаками разрушения, плюс такое же число гранул меланина в базальном слое эпидермиса — то есть весьма небольшое.

Незначительное расширение капилляров и некритичное скопление вокруг них базофилов, гистиоцитов, фибробластов, некритичное отмирание некоторых волосяных фолликулов, торможение функций потовых и сальных желез являются типичным для очага витилиго.

Диагностика обычно не составляет труда, чего нельзя сказать о лечении этого типа дерматоза. Для уточнения диагноза его дифференциально сравнивают с отрубевидным лишаем, истинной, химической и поствоспалительной лейкодермой и некоторыми другими кожными заболеваниями: идиопатическим каплевидным гипомеланозом, туберозным склерозом, частичным альбинизмом, тем самым исключая их наличие.

Ознакомьтесь так же:  Что такое чири и фурункулы

С точки зрения локализации витилиго и характера его распространения и развития можно выделить несколько клинических форм, а именно:

Очаговая (локальная) форма, имеющая в своем составе 3 разновидности:

  • Фокальная, когда в одном очаге присутствует одно или несколько пятен.
  • Сегментарная, когда пятна расположены по направлению нервов или их сплетений.
  • Слизистая, когда поражены исключительно слизистые оболочки.

Генерализованная форма, которая также включает в себя 3 разновидности:

  • Акрофасциальная, когда поражаются дистальные части кистей, стоп и лица.
  • Вульгарная, когда происходит беспорядочный разброс пятен по всему телу.
  • Смешанная, когда акрофасциальная и вульгарная, или сегментарная и акрофасциальная и/или вульгарная разновидности смешиваются.

Универсальная форма, когда наблюдается практически полная депигментация всего кожного покрова.

Также дерматологи выделяют 2 типа витилиго:

  • Тип А (несегментарный), который оставляет за собой все оставшиеся формы и разновидности витилиго, где не нарушена симпатическая нервная система. Витилиго такого типа зачастую связывают с аутоиммунными болезнями.
  • Тип В (сегментарный) подразумевает депигментированные пятна, распределенные по направлению нервов или их сплетений, как в случае с опоясывающем лишаем, и связанных с нарушением функции симпатической нервной системы.

Причины возникновения витилиго

Причины и механизм возникновения витилиго до сих пор остаются в тайне от медицинской науки, как бы это ни было прискорбно, однако существует ряд научных гипотез, которые предлагают определенные способы лечения. Не исключено, что некоторые из них на самом деле будут успешными, после многочисленных клинических испытаний. Мы можем перечислить ряд научных гипотез о возникновении витилиго, при этом не следует забывать, что гипотеза — это недоказанная теория, а значит, вероятность ошибки и риска особенно велики. Но в отсутствии других действенных способов лечения остается пробовать на практике и гипотезы — только при наличии добровольцев и их справедливой осведомленности об эксперименте: в любом случае каждый, решившийся на лечение витилиго, уже является участником определенного эксперимента, поскольку заранее неизвестно, поможет ли ему назначенная схема терапии. Однажды научная гипотеза превратится в доказанную теорию и кто-то справедливо получит Нобелевскую премию за раскрытие механизма образования и лечения витилиго.

Различные исследователи предлагают свой вариант этиологии и патогенеза витилиго — пока все они достаточно расплывчаты с точки зрения доказательной медицины, но имеют право на существование, а потому перечислим основные предполагаемые причины:

  • Нейроэндокринные нарушения, как например, дисфункция щитовидной железы, надпочечников, гипофиза, половых желез.
  • Психическая травма.
  • Нарушения вегетативной нервной системы с преобладанием симпатикотонии, при которой могут наблюдаться меланхолическая депрессия, мидриаз (расширение зрачков), тахикардия, артериальная гипертензия, сухость слизистых оболочек, бледность лица и кожи в целом, частые запоры.
  • Аутоиммунные причины, когда происходит выработка антител и размножение Т-киллеров в отношение собственных здоровых клеток и тканей организма.
  • Семейный анамнез, наследование заболевания и влияние триггер-факторов на развитие заболевания; примечательно, что изучение витилиго совместно с главными генами совместимости органов и тканей — гистосовместимости (HLA-система) — дало такие результаты как обнаружение гаплотипов HLA: DR4, Dw7, DR7, В13, Cw6, CD6, CD53 и А19. При этом все это пока убедительно не доказано.
  • Ферментная недостаточность тирозиназы, фермента, который отвечает за окисление тирозинов и синтез меланина у человека.

В данной статье не рассматривается витилиго, причиной которого стало, например, химическое воздействие (третбутилфенолом, бутилпироксатехином, полиакрилатом), поскольку в этом случае дерматологическое заболевание следует относить ко вторичным и проходящим со временем лейкодермам.

Методы и средства лечения витилиго

В целом, исходя из статистики, прогноз лечения при витилиго нельзя назвать положительным. Однако существуют люди, которые избавились от этого недуга окончательно, поэтому относиться к существующим методам терапии нельзя «спустя рукава». Медицина и лабораторная и аппаратная диагностика не стоят на одном месте, а постоянно развиваются.

Итак, что следует предпринять:

  • Метод ПУВА-терапии (PUVA therapy), при котором происходит облучение пораженных участков тела ультрафиолетовым излучением определенной интенсивности и длины волны. Он подразумевает принятие внутрь или наружно фотосенсибилизирующих средств, улучшающих восприятие ультрафиолета, — 8-метоксипсоралена (8-МОП), 5-метоксипсоралена (5-МОП) или триметилпеорапена (ТМП), псоберана, аммифурина или бероксана — после чего через несколько часов проводится локальное или общее УФ-облучение на специальном оборудовании. При удачном стечении обстоятельств через несколько сеансов происходит возобновление пигментации на пораженных витилиго участках кожи.
  • Гелий-неоновый лазер.
  • Глюкокортикостероидная терапия — наружная и общая: аппликации кремами, обкалывание очагов, прием препаратов внутрь.
  • Витаминотерапия препаратами группы В (тиамина бромидом или хлоридом, кокарбоксилазы гидрохлоридом, пиридоксином, цианкобаламином, никотиновой кислотой и другими), витаминами А (включая обкалывание пораженных участков), С.
  • Микро- и макроэлементная терапия — в первую очередь сульфатом меди 0,5–1%, включая прием внутрь и через электрофорез (при витилиго традиционно люди испытывают дефицит меди в организме), цинком, серой, железом.
  • Диетотерапия, включающая в обязательном порядке такой набор продуктов, как морепродукты, печень трески, баранина, капуста, помидоры, яблоки, рис, овес, кукуруза.
  • Фитотерапия, которая подразумевает взвешенное применение, например, ряски болотной, зверобоя (наружно и внутрь в виде настоек и отваров), эхинацеи, обладающей способностью увеличения количества Т-лимфоцитов, которых традиционно не хватает при витилиго. Результат от фитотерапии может быть заметен не ранее чем через полгода.
  • Косметология в виде таких средств как УФ-защитные средства в период солнечных дней со степенью защиты более 30, маскирующие составы: дигидрооксиацетон, «Дебросан», Vitaday и другие.

Предупредим, что ни в коем случае нельзя заниматься самолечением, тактику и стратегию терапии может составить и обосновать только врач. Главное — не затягивать с посещением дерматолога, чтобы вовремя предотвратить распространение заболевания на различные участки кожного покрова.

Хирургическое лечение, которое подразумевает трансплантацию участков кожи, мы не рассматриваем, поскольку считаем это контрпродуктивной мерой.

Как избавиться от витилиго

Витилиго – это заболевание кожи, при котором практически все тело покрывается светлыми пятнами. Такая патология, как правило, возникает у молодых пациентов, имеет тенденцию к прогрессированию. Чтобы избавиться от витилиго навсегда, нужно вовремя начать эффективное лечение. Из этой статьи вы узнаете несколько наиболее распространенных способов избавления от кожного недуга.

Если вы обнаружили на коже странные белые пятна, незамедлительно обратитесь к врачу. Доктор проведет осмотр, сделает все необходимые анализы и точно поставит диагноз. Витилиго – это болезнь, которая практически не поддается лечению. Пигментированные пятна полностью не исчезают, но могут стать значительно менее заметными. Для этого, как правило, медики назначают курс витаминотерапии, выписывают препараты с высоким содержанием меди и цинка.

Облучение пораженных участков кожи УФ-лучами или лазером позволяет немного замедлить процесс распространения витилиго по всей поверхности кожи. Чтобы эффект был максимальным, такие процедуры нужно выполнять регулярно в течение нескольких лет. Уменьшить проявления заболевания помогут кортикостероидные мази и иммуномодуляторы.

Если традиционные методы лечения витилиго не принесли желаемого результата, можно попробовать народные способы. Рассмотрим несколько наиболее эффективных:

семена редиса измельчите в блендере. Получившийся порошок прикладывайте к пятнам на коже 2−3 раза в день;

купите в аптеке сушеную ряску. 1 ч. л. этого продукта залейте 250 мл кипятка. Через 30 минут лекарство готово к употреблению. Разделите жидкость на несколько равных частей и выпейте в течение дня. Курс лечения – 3−4 месяца;

земляничный сок также поможет уменьшить пятна витилиго. Свежие ягоды достаточно перемолоть в блендере и получившуюся массу пропустить через мелкое сито. Соком протирайте пораженные участки кожи как можно чаще;

смешайте 3 ст. л. цветов зверобоя и стакан растительного масла, лучше оливкового. Поместите емкость с этой жидкостью в темное место на 2 недели. Когда настой готов, наносите его на кожу вместо мази.

Какими бы эффективными и проверенными народными средствами вы ни пользовались, предварительно обязательно проконсультируйтесь с врачом. Нужно учитывать тот факт, что у вас может быть индивидуальная непереносимость каких-либо компонентов лекарства. Главное, всегда заботьтесь о своем здоровье и при первых признаках недомогания или проявления тревожных симптомов обращайтесь в больницу.

Лечение болезней аятами Корана

Лечение некоторых болезней посредством чтения аятов Корана, хорошо известное нашим праведным предкам, обрело подтверждение современной наукой через полторы тысячи лет.

Американский врач, ученый-мусульманин Ахмад аль — Кадий в клинике «Акбар» города Панама (штат Флорида) провел специальное исследование по изучению целительного воздействия аятов Корана, читаемых вслух, на больных со стрессовыми, сердечными и некоторыми другими заболеваниями.

Для исследования были отобраны мужчины и женщины, не имевшие представления о Коране и не знающие арабского языка. Им читали арабский текст Корана, а затем его перевод на английский. Результаты воздействия коранических аятов на больных фиксировались и подсчитывались самыми современными приборами и компьютерами. Исследования проводились целый год, их результаты были оглашены на Североамериканском Исламском медицинском конгрессе (Миссури, август 1984 года).

Они оказались впечатляющими — 97 % больных, слушавших Коран, избавились от стрессов, и это было зафиксировано специальными приборами, которые записывали изменения, происходящие в организме слушателей. В частности, было зафиксировано улучшение состояния кожи, работы сердца, температуры и т.д. Представленные материалы вызвали интерес у ученых-медиков и получили большой резонанс среди общественности и в средствах массовой информации.

Очередное подтверждение благоприятного воздействия Корана нашел нидерландский психолог профессор Ван дер Ховен. Самым поразительным в этом является тот факт, что Ван дер Ховен — немусульманин. Психолог интересуется Исламом и Священным Кораном с чисто научной точки зрения. Он опытным путем доказал пользу чтения Корана и повторения слова «Аллах».

Нидерландский профессор подтверждает своё открытие данными, которые он получил, исследуя довольно большую группу пациентов в течение трёх лет. Некоторые из них не являлись мусульманами, кроме того, многие не знали и слова по-арабски. В течение определенного времени их учили правильно, в соответствии с нормами арабской фонетики произносить слово «Аллах». И результат был ошеломляющим, особенно у тех, кто страдает унынием, подавленностью и нервным напряжением.

«Мусульмане, которые регулярно читают Коран и способны произносить правильно звуки арабского языка, в огромной степени защищены от психических и нервных недугов, повторяя по-арабски лишь слово «Бог».

Психолог объясняет, как каждая буква в слове «Аллах» играет роль в излечении людей, имеющих нервные и душевные расстройства: произнесение велярной согласной «Л» на арабский манер расслабляет придыхание (аспирацию), а «X» — приводит в контакт лёгкие и сердце, что, в свою очередь, контролирует сердцебиение.

При произнесении слова «Аллах» в глубинах разума и подсознания словно зажигаются огоньки, которые напоминают человеку о Всевышнем. От этого сама суть человека пропитывается следующей информацией:

Творец, Господь и Властелин всего сущего, вселяя в человека душу, наделяет ее врожденным знанием божественных заветов и стремлением следовать заповедям, которые необычайно тонко вплетены в тело, разум и душу человека.

Возможно, что в этом заключается один из секретов притягательности и величия Корана. Звуковое воспроизведение сур положительно влияет на нервную систему.

Некоторые исследователи установили, что в Священном Коране содержится свыше 40 аятов, связанных с медициной. Имам Шафии так говорит об уроках, преподанных исламом: «Есть два класса людей, без которых нельзя обойтись. Ученые и врачи. Ученые нужны для религии, а врачи для тела». Там же: «После науки, определяющей халаль и харам (т.е. дозволенное и запретное согласно шариата — прим. ред.), нет науки более благородной, чем врачевание» (Ибрахим Джанан, Энциклопедия хадисов Кутуб-и ситте (на турец.), XI,548).

В Священном Коране содержатся важные сведения о вопросе врачевания и превентивной медицины.

Коран несет информацию о:
— беременности и бесплодии (Св. Коран, 11:72; 19:9; 24:31,60; 65:4)
— гигиене менструального периода, (Св. Коран, 2:222)
— грудном вскармливании детей (Св. Коран, 2:233; Св. Коран, 28:12)
— невозможности беременности в старости (Св. Коран, 51:29)
— анатомии (Св. Коран, 7:69; 35:1)
— физиологии (Св. Коран, 16:66) и
— причинах и протекании болезней
В частности, Коран приказывает:
-хоронить тела умерших людей с тем, чтобы предотвратить распространение заразных болезней (Св. Коран, 80:21; 5:31)
— Предотвращать убийство людей (Св. Коран, 2:178)
И запрещает:
— убивать людей, (Св. Коран, 17:33)
— хоронить девочек живыми (Св. Коран, 81:8-9), а также
— убивать их из-за страха голода (Св. Коран, 6:151; 17:31)
— совершать самоубийство (Св. Коран, 4:29), показывая таким образом, какое исключительное значение придается здоровью и жизни человека (Др. мед. наук Карл Опиц, Медицина в Коране, стр.54,82-83).
Огромное значение имеет то, что священная книга ислама, который будет сопровождать человечество до Судного Дня, рассказывает об этом.
Основа, на которую опирается исламская медицина — это здоровый человек и здоровое общество. Общество, состоящее из физически и духовно здоровых людей, является основной целью. Главным принципом является нейтрализация любой опасности, которая угрожает здоровью человека. Именно с этим связано разделение наших действий в области медицины, а также продуктов, которые мы употребляем в пищу, на халяль и харам .

Ознакомьтесь так же:  Фурункул лечение на ранней стадии

Священный Коран — источник исцеления
Здесь мы должны рассмотреть первый и основной принцип ислама — принцип тавхида, то есть единобожия. И исцеление, и болезнь — это воля Аллаха, а не случайность, которая произошла без Его воли, знания и желания. Аллах сотворил и болезнь, и лечение как экзамен, предупреждение, наказание, прощение. Даже листок с дерева не упадет без Его ведома, так логично ли говорить о том, что болезни, эпидемии, затрагивающие жизни тысяч людей, которых Бог сотворил как господ на Земле, происходят без Его ведома? К тому же, мы ясно видим, что много аятов и хадисов четко указывают на то, что и болезнь, и исцеление от нее — все от Аллаха.
В Священном Коране слово «исцеление» (шифа) упоминается четыре раза, слово «яшфи» — один раз, и один раз — слово «яшфини».
1. «И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих. » (Св. Коран, 17:82).
2. «O люди, пришло к вам увещание от вашего Господа и исцеление от того, что в (ваших) грудях, и прямой путь и милость верующим» (Св. Коран, 10:57).
3. «И исцелит грудь y людей верующих» (Св. Коран, 9:14).
4. «Скажи: «Он для тех, которые уверовали, — руководство и врачевание» (Св. Коран, 41:44)
5. «(Ибрагим), «a когда я заболею, Он меня лечит» (Св. Коран, 26:80)
6. «И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай в горах дома, и на деревьях и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего co смирением». Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом — знамение для людей, которые размышляют!» (Св. Коран, 16:68-69)
Если проанализировать значение слов «шифа» и «яшфини», которые упоминаются в этих аятах, то можно увидеть некоторые различия.
В сурах «Покаяние» и «Юнус» говорится об исцелении грудей и сердец, в сурах «Ночной Перенос» и «Разъясненные» говорится об исцелении и облегчении для верующих. В суре «Поэты» речь идет об излечении от болезни, а в суре «Пчела» — о том, что мед — лекарство для людей. В аятах говорится о том, что Коран является источником исцеления, однако четко не указано, от каких именно болезней он лечит. От каких же заболеваний исцеляет Коран? От заболеваний физических или душевных? Многие ученые считают, что Коран излечивает как телесные, так и душевные недуги (Мустафа Четин, Категория исцеления в Коране (на турец.), журнал факультета богословия Университета 9 сентября 1992, стр. 70).
В расшифровке аята «И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих.», Эльмалылы говорит следующее: «В этом аяте мир уподоблен больнице, переполненной разными страхами, болезнями, горем и печалью, Пророк — доктору, а Коран — исцеляющему лекарству и достаточному питанию. Несомненно, Коран — это милость, дарованная для исцеления таких социальных и психологических болезней, как сомнения и двуличие, неверие и неуживчивость, насилие и пренебрежение правами ближнего, гнев, безнадежность, безработица, невежество, бездумное подражание, нечестность, злонамеренность (M.Х. Языр, Язык Корана — Веры в Бога (на турец.), 5, 317).
Коран — целительный бальзам для человеческих сердец. Ибо он приводит к вере, спасая от неверия (куфра), наполняет души радостью и спокойствием.
Священный Коран исцеляет не только душевные и духовные, но и телесные недуги. Аллах сотворил человека как совершенное существо, как совокупность тела и души, и сообщил человеку принципы жизни материальной и духовной, а также условия, в которых эта жизнь проходит. Однако в Коране четко не определены те материальные блага, в которых человек нуждается на протяжении жизни; есть только некоторые знаки, указывающие на них, разгадка остается за знанием, навыками и опытом человека. Если бы эти категории были детально описаны, Коран бы был книгой, которую нельзя вместить в десятки томов (Мустафа Четин, Категория исцеления в Коране (на турец.), стр. 75).
Священный Коран призывает человека к размышлениям, труду и исследованиям, а также стимулирует расширение горизонтов познания. Это божественное послание содержит около 150 айетов, касающихся права, (При менее категоричном рассмотрении это число возрастает максимум до 450, Суат Йылдырым, Священный Коран и открытия в области естественных наук (на турец.), Анкара, 1990, стр. 7), и более 750 айетов на природоведческую тематику. Эти положения нельзя не принимать во внимание (Tантави, аль-Джавахир фи тафсири’ль-Kур’ан (на араб.), Каир, 1350/1931, III,1).
Священный Коран уделяет большое внимание гигиене и здоровью человека. (Св. Коран, 5:5-6; Плащом Покрытый, 4) Указывая на необходимость сбалансированного питания, Коран предостерегает от переедания, несбалансированного питания и расточительности. (Св. Коран, 6:141; 7:31) Упоминаются также некоторые пищевые продукты. Например, упоминаются такие животные продукты, как мясо (Св. Коран, 2:57; 11:69; 36:71-72) рыба (Св. Коран, 35:12; 18:61, 63) и молоко (Св. Коран, 16:66; 36:73), а также продукты растительного происхождения: финики, виноград, пшеница, гранат, (Св. Коран, 6:99) овощи, чеснок, лук, чечевица, (Св. Коран, 2:61) инжир и маслины (Св. Коран, 95:1). Коран, в котором говорится о целебных свойствах меда (Св. Коран, 16:69), обращает внимание на его лечебные качества.

Физическое и духовное исцеление в Священном Коране
Священный Коран разделяет исцеление на два вида:
1. Духовное исцеление
Священный Коран уже сам по себе источник исцеления. Пророк Мухаммад (с.a.с.) в одном из хадисов говорит, что Коран и мед — лекарства (Ибн Маджа, Тыб (Медицина), 7), а в другом хадисе указывает на то, что наилучшее средство для излечения — Коран (Ибн Мадже,Тыб, 28).
Однако есть ряд условий, выполнение которых необходимо для того, чтобы воспользоваться целительными свойствами, заключенными в Коране. Это:
a. Прежде всего наличие у человека сильной веры в Аллаха, который спустил Коран
б. В той же степени вера в то, что исцеление страждущему даст Аллах. Вместе с этим человек должен искренне верить и в Пророка Мухаммада (с.а.с), и в те истины, которые Он преподавал людям — как, например, в то, что Коран является духовным врачеванием. В противном случае человек не сможет воспользоваться целительными качествами Корана. В зависимости от своих взглядов на Коран люди разделяются на две группы:
Первая группа — отрицающие Коран и не имеющие возможности воспользоваться его качествами. На них указывают следующие аяты: Горе всякому лжецу, грешнику!
«Он слушает знамения Аллаха, читаемые ему, a потом упорствует, возносясь, точно не слыхал их. Обрадуй же его вестью o мучительном наказании!» (Св. Коран, 45:7-8), «И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих. A для неправедных только увеличивает потерю.» (Св. Коран, 17:82)
Вторая группа — Люди, принимающие Коран; по мере чтения их вера с каждым разом возрастает. На них указывают многие айеты, в том числе и этот:
«Верующие — только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха; a когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и они полагаются на своего Господа» (Св. Коран, 8:2) (M. Mахмуд Aбдуллах, ат-Tыббу’ль-Kур’ани байна’д-Дава ва’ль Гада (на араб.), Kаир, стр.13).
Коран указывает на два способа излечения от духовных недугов, т.к. и заболеваний души существует два вида:
Первый вид — неверие, извращенная вера, суеверия, ересь. В этот вид входят неправильные представления, суеверия и неверие в такие основные постулаты, как сотворение и предназначение человека, судьбу и пророков. В этих случаях любое несоответствие с нормами ислама, любое верование является духовным заболеванием. Коран своими истинами указывает на извращенность суеверий и оберегает тех, кто верит в него, от неверия и ереси.
Второй вид — это плохой, злонамеренный характер. В Священном Коране разъяснено это понятие, а также содержится предостережение верующим, чтобы они не впадали во злонамерение, и указан путь к духовному совершенству и чистоте помыслов.
Говоря «Я пришел завершить «Макарим-и ахлак» 1, Пророк подразумевает Этику Корана (Джанан, то же, XI,333).

2. Физическое исцеление
Ни в коем случае нельзя отрицать то, что Священный Коран является источником исцеления и для физических заболеваний. Физическое исцеление посредством Корана — это применение тех средств, которые в нем обозначены. Всемогущий Господь, сотворивший человека господином на Земле и создавший все вещи таким образом, чтобы они были поставлены на службу человеку, призывает людей воспользоваться этими средствами. Например, упомянутые в Коране вода, молоко, мед, мясо, овощи, фрукты и пр. — все это было создано на благо человека, все было предоставлено в его распоряжение. Человек может проводить исследования с тем, чтобы выяснить, как применить все эти блага с целью излечения.
В частности, Пророк Мухаммад (с.a.с.) совершал «рукья» 2 с помощью Корана и призывал своих соратников использовать исцеляющие свойства Корана для врачевания телесных заболеваний. Рукья — это исцеление молитвой и обращение за помощью к Всевышнему Творцу. Исламские теологи, опираясь на множество доказательств, содержащихся в сунне Пророка Мухаммада (с.а.с), говорят о дозволенности и полной правомерности «рукья». В процессе лечения, одном из самых четких положений духовного врачевания, Священному Корану отводится исключительное место. Некоторые хадисы даже говорят о том, что не искать исцеления в Коране есть недостаточность веры: «А кто не просит исцеления у Корана, того Аллах не исцеляет». Этот хадис можно толковать следующим образом: «Да не исцелит Аллах того, кто не просит исцеления у Корана» (Джанан, то же, XI,333).
Вот один из примеров чтения Корана с целью врачевания физических недугов, приведенный одним из соратников Пророка:
Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Мы совершали путешествие, в которое нас послал Пророк Мухаммад (с.а.с.). Мы сделали остановку. К нам обратилась женщина-служанка: «Нашего хозяина Селима укусило ядовитое животное. Сейчас нет мужчин, которые могли бы его осмотреть. Есть ли среди вас кто-то, умеющий совершать «рукья»?» После этого один из нас, о чьих способностях мы не знали, встал, вышел вслед за служанкой и прочитал молитву над укушенным. Тот выздоровел. Читавшему дали тридцать овец. Он напоил нас молоком. Мы спросили: «Ты что, знаешь «рукья»:» Он ответил: «Нет, я просто прочитал суру «Фатиха» и таким образом совершил «рукья». Мы сказали ему: «Не трогай (дары, которые тебе принесли), не спросив у Пророка (с.а.с.)!». Прибыв в Медину, мы рассказали Пророку о произошедшем. Пророк (с.а.с.) сказал: «Кто тебе сказал, что «Фатиха» — это рукья и ее можно читать с целью врачевания? Поделите полученных овец и отдайте мне мою долю» (Бухари, Тыб, 33,39, Фадаилу’ль-Кур’ан 9; Mуслим, Салам 66;).

Рукья
Можно привести огромное количество примеров того, как с помощью «рукья» — исцеления молитвой и обращения за помощью к Аллаху — излечивали от болезней, избавляли от бед. Этому есть очень много доказательств. В Священном Коране Господь говорит :
«Которые в знамения Господа своего веруют» (Св. Коран, 40:60) и:
Говоря также: «Скажи: «Аллах не озаботился бы o вас, если бы не ваше воззвание. Вы ведь объявили ложью, и теперь будет это для вас неизбежно» (Св. Коран, 25:77), Он призывает нас к молитве.
Слово «молитва» означает «просить у Аллаха», то есть уже в нем самом содержится призыв обратиться к Аллаху, исцеляющему от всех болезней. Пророк Мухаммад (с.а.с.) ясно призывает нас просить об исцелении у Господа, приводя этому яркие примеры (см. главы «Молитва/Молитвы» в книгах хадисов). Медицинские исследования, проводимые в последнее время, свидетельствуют о том же. Например, лауреат Нобелевской премии в области медицины французский профессор Алексис Каррель писал в своем труде «Молитва»: «Внутренние органы человека лучше всего работают во время молитвы и совершения религиозных обрядов. Мои оппоненты могут опровергать это столько, сколько им заблагорассудится. Но я был свидетелем того, как много больных, которых нельзя было вылечить привычными медицинскими средствами, выздоравливали при помощи молитвы» (О воздействии веры на телесное и духовное здоровье — см.: Мазхар Oсман Узман, «Табабет-и Рухие»; Алексис Каррель, «Молитва».).

Ознакомьтесь так же:  Амвей и целлюлит

Сноски
1 Малик, Mуватта, Хусну’ль- Хулук, 8; Aджлуни, Кашфуль- Хафа, I,244.
2 Рукья: Излечение молитвой называется «рукья». Рукья отправляется путем произнесения сочетания благословенных слов из аятов или хадисов. Излечение путем чтения молитв давно известно человечеству. Сначала Пророк Мухаммад (с.а.с.) запретил «рукья», потому что слова, которые использовались при этом во времена невежества, противоречили понятию тавхида, которое принес ислам, а также элементы ширка-многобожия. «Рукья» запретили, чтобы исключить ошибки подобного рода. Посланник Аллаха иногда сам молился за больных. Выслушав тех, кто исполнял обряд «рукья», он позволил совершать «рукья», в которых нет ничего противоречащего тавхиду.
Ибн Хаджар аль-Aскалани говорит о качествах, которыми должен быть наделен обряд «рукья» для того, чтобы он был дозволен:
a) обряд должен содержать слова Всемогущего Аллаха (аяты), Его имена и атрибуты;
б) должен совершаться на арабском языке или любом другом, но в понятной форме;
в) обряд должен совершаться с пониманием того, что не сам он принесет пользу, а предполагаемая помощь будет послана Всемогущим Аллахом. (Фатхуль-Бари, X, 206).
«Рукья» разделяют на три вида: мубах, харам и ширк.
1- Мубах рукья: Рукья является мубах при условии, что обряд совершается с упоминанием аятов Аллаха, Его имен и атрибутов, на арабском языке в понятной форме. Рассказывают, что Пророк Мухаммад (с.а.с.) читал Муаввизатайн (Св.Коран, суры 113,114.) за больных, «снимал» правой рукой и читал им вслед: «О Аллах, Господь людей, излечи его болезнь, исцели его. Только Ты излечиваешь. Никто, кроме Тебя, не может излечить. Дай же исцеление, не оставляющее болезни». Бухари, Тыб, 37).
Существует много хадисов, похожих по содержанию.
Некоторые ученые пришли к выводу, что рукья не может быть позволено, кроме случаев сглаза и нападения змей и скорпионов, опираясь на слова Пророка (с.а.с.): «Нет рукье кроме сглаза и лихорадки» (Бухари, Тыб, 17). Однако другая группа ученых ответила сравнением «Нет меча кроме Зульфикара», намекая на то, что в этом случае не будет применяться там, где это более всего полезно. Потому что в других хадисах было четко указано на то, что Пророк (с.а.с.) позволил совершать «рукья» и в других случаях.
2- Рукья, являющяяся харамом: Совершение «рукья» путем произнесения непонятных слов, бессмысленных слогов, неизвестных имен, при знании арабского — проведение обряда на другом языке, с применением соли и железа, путем завязывания узлов признано харамом. К этому не относятся методы, полезность которых доказана опытом. Когда у аль-Изз бин Абдульсаляма спросили о «рукья» с помощью произнесения неизвестных букв и слогов, он не смог ответить на этот вопрос, так как не знал, содержат ли они значения, приводящие к куфру.
3- Рукья, являющяяся ширком: совершение «рукья» путем молитвы кому-либо другому, а не Всемогущему Аллаху, прошения помощи у ангелов, пророков, джиннов и др., является ширком.
Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит: «Нет плохого в том, чтобы совершать «рукья» с помощью того, что не есть ширк». (Муслим, Салам, 64). Ибн Хаджар так объясняет этот вопрос: «В некоторых «рукья» нет ширка. Ибо те, кто совершает обряд, не обращаются ни к кому другому, кроме Аллаха, с тем, чтобы избавить от вреда и принести пользу.» (Ибн Хаджар аль-Аскалани, Фатхуль-Бари, X, 260).

Лечение аятами Корана, мольбами и заклинаниями

Лечение аятами Корана, мольбами (ду’а) и заговорами или заклинаниями (рукия) без сомнения является дозволенным. Это подтверждено Кораном и Сунной Пророка (мир ему и благословение).

В Коране говорится: «Скажи, что он (Коран) для тех, которые уверовали, в руководство и излечение» (41:44), в другом аяте приводится: «И ниспослали Мы из Корана то, что является излечением и милостью для верующих» (17:82), а также: «О, люди! Поистине пришло к вам наставление от Вашего Господа и излечение от того, что в груди, и руководство, и милость для верующих» (10:57).

Что касается Сунны Пророка (мир ему и благословение), то в каждом сборнике хадисов существуют части и главы, посвященные лечению аятами, мольбами (ду’а) и заговорами (рукия).

Так, например, в «Сахихе» аль-Бухари есть главы, которые называются «Излечение с помощью Корана и сур «аль-Муаууазат» (т.е. двух последних), «Излечение сурой «аль-Фатиха», глава заговоров Пророка (мир ему и благословение). Содержит аналогичные части и «Сахих» Муслима, например: «Излечение больного с помощью сур «аль-Ихлас», «аль-Фаляк», «ан-Нас» и дутья», «Больной и лечение заклинаниями», в «Сунанах» Абу-Дауда и ат-Тирмизи также приводится информация о том, что передано в хадисах о лечении заговорами.

Помимо этого, сегодня очень известна книга Саида ибн Али аль-Кахтани, полностью посвященная этой теме, под названием «аль-Иладжу бир-рукия миналь-Китаби ус-Сунна» (Лечение заговорами из Книги и Сунны). Также лечению с помощью аятов, ду’а и рукия посвящена 75-я часть книги «аль-Иткан фи улюм иль-Куран» Джалял уд-дина ас-Суюти.

О лечении Кораном и ду’а в Сунне Пророка (мир ему и благословение), в частности, сказано: «Наилучшим излечением является Коран» (Ибн Маджа). В другом хадисе на вопрос, можно ли лечить заклинаниями, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Кто из вас может быть полезным для брата своего, пусть это делает» (Муслим, Сахих, Ибн Хиббан, аль-Хаким). Аиша (да будет доволен ею Аллах) также сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) дул при чтении заговора, излечивая таким образом больных (передал Ибн-Маджа).

Хотя в среде ученых, как сообщает Имам аль-Куртуби, есть те, кто не допускает лечения заговорами, основываясь при этом на хадисах, запрещающих использование рукия и ношение талисманов, а также на длинном хадисе о семидесяти тысячах входящих в Рай из нашей уммы (аль-Бухари), известный теолог Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Фатх уль-Бари» подробно объясняет, что во всех этих хадисах под запретным подразумевается лечение заговорами и ношение талисманов, которые использовали во времена джахилии. Чему свидетельствует также хадис, в котором сказано: «Не порицаемо лечение заговорами, если оно не является ширком» (Муслим, Абу Дауд, Сунан).

В соответствии с этим хадисом запрещается лечение заклинаниями, в которых придается соучастие (ширк) кого-либо или чего-либо, в сущности, свойствах и делах, Всевышнему Аллаху. Недопустимо также использование рукия, смысл которых не ясен, а также ношение талисманов, в которых написаны непонятные слова, буквы, числа, различные формы и т.п.

В хадисе передано: «Ангел Джибриль (мир ему) явился к Пророку (мир ему и благословение) и спросил: «Ты болен?». Тот ответил, что да. На это Джибриль (мир ему) сказал: «Именем Аллаха заклинаю тебя от каждой вещи, что причиняет тебе вред, от зла каждой души или от сглаза завистника, Аллах излечит тебя. Именем Аллаха заклинаю тебя».

Помимо этого, Пророк (мир ему и благословение) приказывал Айше (да будет доволен ею Аллах), чтобы она просила излечения с помощью заклинаний от сглаза (аль-айн) (аль-Бухари, Муслим, Ибн Хиббан). Также передал ат-Тирмизи, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), ссылаясь на Ибрагима (мир ему), просил Всевышнего оберечь Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах).

В этой связи Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) писал заклинание Джибриля (мир ему) и вешал его на шеи маленьким детям, а тех, кто уже умел разговаривать, просил заучивать эти рукия наизусть.

И Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), в свою очередь, посоветовал написать аяты из Корана, положить их в воду, а затем дать попить ее женщине, которая тяжело переносила роды, а также омыть ее этой водой. Комментируя это, Муджахид сказал: «Нет ничего предосудительного в том, если написать аяты из Корана на чем-либо, затем положить это в воду с тем, чтобы больной омывался и пил ее» (Ибн уль-Каййым).

Священный Коран является исцелением от всех видов болезней. Его аятами лечат духовные, душевные, сердечные и телесные недуги. Они помогают, когда обычная медицина бессильна.

Лечение мольбами (дуа) и заклинаниями (рукия), подтвержденными Сунной, также является очень полезным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в одном хадисе сказал: «Мольба (ду’а) помогает от того, что уже снизошло, и от того, что еще предстоит. О рабы Аллаха, обязательно взывайте к Нему» (ат-Тирмизи, аль-Хаким, Ахмад).

Аяты, мольбы (ду’а) и заклинания (рукия) используются как после появления болезни, так и для профилактики. Так, например, аль-Бухари со слов Айши (да будет доволен ею Аллах) передает, что Посланник (мир ему и благословение) каждый раз перед сном садился, поднимал соединенные ладони до уровня груди и читал суры «аль-Ихлас», «аль-Фаляк» и «ан-Нас». Затем он дул в руки и проводил ладонями сначала по голове, а потом и по всему телу. Так он повторял три раза.

А когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение) охватила болезнь, от которой ему впоследствии предстояло скончаться, он попросил Айшу (да будет доволен ею Аллах) читать определенные суры, а затем дуть на него. И, как сообщается в продолжении этого хадиса, она также протирала Посланника Аллаха (мир ему и благословение) его же рукой, так как в ней была благодать (баракат).

В связи с этим аль-Бухари приводит пояснение Ибн Хишама аз-Зухри на вопрос, как дул Посланник Аллаха (мир ему и благословение) при лечении. «Сначала Он дул в руки, а потом помазывал лицо», — ответил ученый.

Правоведы считают лечение заклинаниями (рукия) дозволенным при наличии следующих условий:
— Лечение заклинаниями должно быть с помощью Корана, свойств (сыфат) и прекрасных имен Всевышнего Аллаха, а также подтверждено Сунной.
— Рукия может быть на любом языке с условием, что смысл произносимых слов будет понятен.
— Лечение заклинаниями необходимо произносить с верой и убежденностью, что только Всевышний Аллах дает излечение, а любые процедуры — в действительности лишь причина этому (Ибн Хаджар «Фатх уль-Бари»).

Также следует заметить, что для полноты действия заклинаний больной и лечащий должны полностью полагаться только на помощь Аллаха и верить в то, что Коран — это лекарство и милость для верующих. Помимо этого, лечащий должен отличаться особой богобоязненностью и религиозной грамотностью.

По этому поводу Ибн ут-Тин сказал: «Лечение сурами «аль-Муаууазат» и именами Аллаха — это духовная медицина. Поэтому если ее используют праведные из Его творений, то, несомненно, будет исцеление с дозволения Всевышнего Аллаха» (Ибн Хаджар «Фат хуль-Бари»).

Также, согласно Сунне, лечащий имеет право брать плату за лечение и даже ставить свои условия до начала процедур. Имам Муслим посвятил этой теме часть своего «Сахиха» под названием «Глава о дозволенности брать плату за лечение заклинаниями из Корана и с помощью поминания Аллаха (зикр)».

Ученые аргументируют дозволенность этого известным длинным хадисом, в котором рассказывается, что один из сподвижников вылечил главу племени бедуинов с помощью суры «аль-Фатиха», за что его отблагодарили овцой. Узнав об этом, другие сподвижники осудили взимание платы за чтение Корана, заявив, что не будут есть мяса этого животного, пока не уточнят все у Посланника Аллаха (мир ему и благословение). На это же тот ответил: «Поистине, самым достойным, за что вы берете плату, является Коран» (аль-Бухари, Муслим).