Роль медсестры в профилактике чесотки

Роль медсестры в профилактике туберкулеза у детей

Проведенный анализ эпидемиологических показателей по туберкулезу по Российской Федерации показал рост заболеваемости туберкулезом у детей. Высокие показатели заболеваемости требуют пересмотра существующих принципов проведения профилактических мероприятий и серьезной коррекции всей системы противотуберкулезной помощи детям и подросткам. Следует отметить, что в нашей стране не полностью используются возможности сестринского персонала, функции которого зачастую сводится к выполнению технической работы, не требующей профессиональной подготовки. При максимальном использовании знаний и умений медсестер можно сократить затраты на медико-санитарную помощь и повысить качество услуг в этой области. Пропаганда здорового образа, раннее выявление заболеваний, информирование и обучение населения методам профилактики должны стать приоритетными задачами лечебно-профилактических учреждений. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.10 № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», профилактическая работа — обязательный раздел деятельности медсестры.

Мы решили рассмотреть данную тему на примере роли медсестры в профилактике туберкулеза у детей.

Актуальность данного исследования определяется противоречием между традиционным подходом к организации медицинской помощи населению и необходимостью изменений в отношении к здоровью, как со стороны государства, так и человека.

Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования — изучение роли медсестры в связи с изменившимися подходами к здоровью на примере организации помощи детям с туберкулезом.

Разрешение данной проблемы обусловило выбор темы нашей дипломной работы: «Роль медсестры в профилактике туберкулеза у детей»

Гипотеза: Мы предположили, что внедрение в практическое здравоохранение сестринского процесса, максимальное использование знаний и умений медсестер может сократить затраты на медико-санитарную помощь и повысить качество услуг в этой области.

Цель исследования разработка мероприятий, раскрывающих и описывающих роль медицинской сестры в профилактике туберкулеза у детей

Объект исследования — профилактика туберкулеза у детей
Предмет исследования
— роль медсестры в профилактике туберкулеза у детей. Поиск путей совершенствования профилактических мероприятий на основе внедрения новых подходов к здоровью.

Задачи исследования:

1.Изучение учебно-методической литературы, касающейся как самого заболевания, так и его профилактики.

2.Изучение понятия и сущности роли медицинской сестры в профилактике туберкулеза.

3.Анализ ситуации по заболеваемости туберкулезом детей в г. Зее (статистическая обработка данных).

4.Выводы и предложения по повышению роли медсестры в профилактике туберкулеза у детей.

Практическая значимость работы

Результаты исследования послужили методической основой для разработки плана профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза у детей, и могут быть использованы медсестрами тубдиспансера и детской поликлиники для проведения санпросветработы среди населения.

Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка.

В первой главе рассмотрены вопросы

1. История фтизиатрии

В истории человечества туберкулез является одним из основных заболеваний — убийц». По оценке ВОЗ, в 90-х гг. XX столетия было зарегистрировано 90 млн. новых случаев туберкулеза и 35 млн. летальных исходов, связанных с этим заболеванием. Туберкулез известен с древнейших времен. На всех языках эту болезнь называли чахоткой от слова «чахнуть».В 1882 году в Германии Роберт Кох после 17 лет работы в лаборатории открыл возбудителя туберкулёза, которого назвали бациллой Коха.

2. Эпидемиология заболеваемости туберкулезом у детей

К причинам увеличения заболеваемости туберкулезом детей в России относят:

  • ухудшение условий жизни значительной части населения;
  • ухудшение экологической ситуации в ряде регионов РФ;
  • значительное уменьшение объема и снижение качества мероприятий по профилактике и раннему выявлению туберкулеза;
  • социальный фон, оказывающий эмоционально-психологическое влияние на детское население, которое ведет к стрессовым реакциям, снижению сопротивляемости к специфической инфекции.

3. Клинические формы и симптомы туберкулеза у детей

Симптомы туберкулеза зависят от типа развития болезни, ее формы, места локализации инфекционного процесса и, конечно же, от индивидуальных особенностей организма больного. Большое разнообразие симптомов туберкулеза затрудняет распознавание этой болезни, что в свою очередь является причиной позднего обращения к врачу со всеми вытекающими отсюда последствиями.

  • Общее состояние больного: больные жалуются на повышенную утомляемость, слабость, плохо спят, теряют аппетит.
    Общий вид больного: больные худые, лицо бледное, на щеках заметен румянец.
  • Повышение температурыпри ограниченных формах туберкулеза незначительное (37,5-38 С), но длительное.
  • Кашель
  • Кровохарканье один из важных признаков туберкулеза легких.
  • Но чаще у детей встречаются нелокализованные формы туберкулеза — вираж туберкулиновых проб или тубинтоксикация.

Во второй главе проанализирована рольмедсестры в профилактике туберкулеза и рассмотрены следующие вопросы

Первичная профилактика туберкулеза состоит из 3 «С»

Основным методом специфической профилактики туберкулеза является иммунизация вакцинами БЦЖ и БЦЖ-М и химиопрофилактика.

  1. Санитарная профилактика складывается из следующих моментов:
  • изоляция больных туберкулезом с бактериовыделением;
  • правильная и систематическая дезинфекция;
  • санитарная пропаганда.
  1. Социальная профилактика

Прежде всего эта работа лежит на властях.

  • Каждый больной туберкулезом имеет право на отдельную жилую площадь;
  • право на больничный лист в течение 10-12 месяцев;
  • все больные туберкулезом имели право на отпуск только в летний период;
  • каждый больной имеет право на бесплатное санаторное лечение в течение 2-3 месяцев.

Вторичная профилактика – это раннее выявление заболевания

Третичная профилактика туберкулеза направлена на предупреждение осложнений.

Роль медсестры при проведении патронажа или на первом этапе диспансеризации позволит выявить нарушенные потребности и предложить план независимых мероприятий, которые могут улучшить качество жизни больных туберкулезом.

Нарушенные потребности: спать, дышать, есть, быть чистым, поддерживать температуру, двигаться, общаться, учиться, работать, быть здоровым.

Противоэпидемические мероприятия

  1. Мероприятия, проводимые в отношении источника инфекции (больноготуберкулезом): своевременное выявление и лечение больных туберкулезом; изоляция больных туберкулезом.
  2. Мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи возбудителя туберкулеза.
  3. Мероприятия, проводимые в отношении восприимчивого организма, включают оценку риска заражения туберкулезом; составление плана мероприятий по профилактике туберкулеза; создание условий для соблюдения противоэпидемическогорежима и правил личной гигиены.

Вывод

Изучив данный раздел работы, мы пришли к выводу, что большая часть деятельности по профилактике туберкулеза является компетенцией медсестры. Технологией этой деятельности является сестринский процесс.

1 этап. Сестринское обследование.

При опросе медсестра должна обратить внимание на жалобы пациента и анамнез (наличие контакта с больным туберкулезом), оценить объективные признаки заболевания (состояние, внешний вид, число дыханий, пульс и т.д.)

2 этап. Сестринский диагноз.

Анализ жалоб, данных объективного обследования позволит выявить основные проблемы пациента.

3 этап. Планирование или цель сестринских вмешательств.

При планировании ухода медсестра информирует пациента и членов его семьи о сути заболевания, принципах его профилактики и лечения, организации психологической, физической, социальной и экономической помощи, мероприятиях по изменению образа жизни.

4 этап. Реализация плана сестринских вмешательств.

Независимые сестринские вмешательства –

а) первичная профилактика – вакцинация и ревакцинация БЦЖ;

б) вторичная профилактика – туберкулинодиагностика. В зависимости от того, насколько медсестра владеет техникой проведения реакции Манту и навыками оценки результатов, зависит своевременность диагностики туберкулеза;

в) третичная – это диспансеризация (1 этап);

г) советы по здоровому образу жизни — режим, питание, личная гигиена, закаливание, борьба с вредными привычками.

Медсестра должна также своевременно диагностировать и оказать доврачебную медицинскую помощь и информировать об этом врача

Зависимые вмешательства – это выполнение назначений врача.

5этап. Оценка результатов деятельности проводится постоянно.

В 3 главе мы провели анализ ситуации по заболеваемости туберкулезом в г. Зея и по Зейскому району и сделали следующие выводы:

  • за последние 2 года у детей наблюдались только нелокализованные формы туберкулеза;
  • в 2014г. отмечается рост заболеваемости, количество детей с виражом туберкулиновых проб увеличилось на 43%;
  • заболеваемость по возрастным группам распределена неравномерно.

У детей до 7 лет вираж туберкулиновых проб был диагностирован в 2013 году на 16%, а в 2014 году на 12% чаще, чем в возрасте с 8 до 15 лет.

  • большая часть выявленных виражей подтверждена с помощью диаскинтеста;

В заключении подведены общие итоги исследования, изложены основные выводы.

Наша гипотеза «мы предположили, что внедрение в практическое здравоохранение сестринского процесса, максимальное использование знаний и умений медсестер может сократить затраты на медико-санитарную помощь и повысить качество услуг в этой области» пока не нашла своего подтверждения. Несмотря на все усилия теоретического обучения, в практическом здравоохранении не полностью используются возможности сестринского персонала, функции которого зачастую сводится к выполнению технической работы, не требующей профессиональной подготовки.

Данная работа помогла нам лучше понять роль медсестры в организации помощи детям, систематизировать знания и осознать возможности медсестры в профилактике туберкулеза на всех этапах и понять круг своих компетенций.

С целью реализации данных компетенций, мы разработали цикл бесед «Меры профилактики туберкулеза» по вопросам:

  • рациональное питание;
  • регулярная физическая активность;
  • соблюдение правил личной гигиены;
  • вакцинация БЦЖ и диагностика туберкулеза
  • буклеты, памятки, презентации

Литература:

  1. Аксенова В. А. Инфицированность и заболеваемость туберкулезом детей как показатель общей эпидемиологической ситуации по туберкулезу в России // Проблемы туб. 2002. № 1. С. 6–9.
  2. Мишин В.Ю., Стрелис А.К., Чуканов В.И., Стаханов В.А., Григорьев Ю.Г. Лекции по фтизиопульмонологии. Учебник для ВУЗов. М.: «МИА», 2006г.- 510с.
  3. Перельман М.И., Корякин В.А., Богадельникова И.В. Фтизиатрия. Учебник для ВУЗов. М.: «Москва», 2004. — 750 с.
  4. Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации»
  5. Приказ Минздрава РФ от 13 февраля 2004 г. № 50 «О введении в действие учетной и отчетной документации мониторинга туберкулеза
  6. Туберкулез в Российской Федерации. Аналитический обзор статистических показателей по туберкулезу, используемых в Российской Федерации. 2011.

Роль медицинской сестры в профилактике туберкулеза

Общие сведения о туберкулезе, понятие его профилактики. Анализ эффективности профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом, проводимых медсестрой терапевтического участка. Санитарно-просветительская и разъяснительная работа среди пациентов.

Подобные документы

Клиническая картина, течение туберкулеза у больных, его диагностика у ВИЧ-положительных пациентов. Мероприятия для выделения лиц с высоким риском заболевания туберкулёзом на фоне ВИЧ-инфекции. Роль медицинской сестры в лечении больных туберкулезом легких.

реферат, добавлен 26.06.2017

Туберкулез — инфекционное заболевание, характеризующееся различной выраженностью патологических процессов, разнообразием клинических симптомов, повсеместному распространению. Вакцинация детей и иммунитет. Профилактика как основа борьбы с туберкулезом.

презентация, добавлен 27.12.2015

Характеристика основных методов и направлений профилактики заболевания туберкулезом и роли медицинской сестры в этом процессе. Навыки и знания, которые должна иметь медсестра: техника инъекций, проведение туберкулиновых проб, оказание доврачебной помощи.

реферат, добавлен 05.12.2011

Распространение лекарственно-устойчивых штаммов возбудителя туберкулеза, нарастание полирезистентности. Пути заражения и классификация туберкулеза, клиническая картина и особенности диагностики. Работа медицинской сестры в фтизиатрическом отделении.

курсовая работа, добавлен 07.03.2013

Лечение лекарство-устойчивого туберкулеза. Основные принципы химиотерапии больных туберкулезом. Организационная структура КГБУЗ «Туберкулезная больница». Должностная инструкция участковой медицинской сестры. Работа в очагах туберкулезной инфекции.

отчет по практике, добавлен 25.03.2017

Понятие профилактических мероприятий: классификация, общая характеристика. Иммунопрофилактика как одна из мер специфической профилактики. Колостральный иммунитет как наиболее эффективный способ защиты новорожденных животных и пути его повышения.

курсовая работа, добавлен 11.09.2015

Рахит как болезнь растущего организма и медико-социальная проблема. Последствия заболевания, способы его профилактики, симптомы и признаки. Рентгенологическая картина изменений скелета. Функциональные обязанности медицинской сестры в профилактике рахита.

курсовая работа, добавлен 11.11.2015

Организация противотуберкулезной службы в России. Структура противотуберкулезного диспансера, его функции и задачи. Формы заболеваемости туберкулезом у детей. Профилактика туберкулеза иммунизацией. Роль медсестры в оказании противотуберкулезной помощи.

дипломная работа, добавлен 24.09.2009

Работа медицинской сестры кабинета предрейсового осмотра. Краткая характеристика процедурного кабинета. Работа медицинской сестры при проведении физической подготовки военнослужащих и спортивно-массовых мероприятий. Использование дезинфицирующих средств.

отчет по практике, добавлен 26.06.2017

Этиология, патогенез и патоморфология рахита. Роль медицинской сестры в структуре профилактических мер заболеваемости рахитом у детей раннего возраста в г. Сургуте. Проведение до- и послеродовых патронажей. Ультрафиолетовое облучения, прием витамина D.

дипломная работа, добавлен 21.12.2015

Творческая работа учащихся по теме:
ИРС «Роль медсестры в профилактике туберкулеза у детей»

ИРС «Роль медсестры в профилактике туберкулеза у детей»

Автор; Богомолова О,, 401 группа

ГАУ АО ПОО АМК Вг.Зея

Руководитель: Зуенок В.А., преподаватель педиатрии

Проведенный анализ эпидемиологических показателей по туберкулезу по Российской Федерации показал рост заболеваемости туберкулезом детей Высокие показатели заболеваемости требуют пересмотра существующих принципов проведения профилактических мероприятий и коррекции всей системы противотуберкулезной помощи детям и подросткам.
Актуальность данного исследования определяется противоречием между традиционным подходом к организации медицинской помощи населению и необходимостью изменений в отношении к здоровью, как со стороны государства, так и человека.
Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования — изучение роли медсестры в связи с изменившимися подходами к здоровью на примере организации помощи детям с туберкулезом.
Гипотеза:
Мы предположили, что внедрение в практическое здравоохранение сестринского процесса, максимальное использование знаний и умений медсестер может сократить затраты на медико-санитарную помощь и повысить качество услуг в этой области.
Цель исследования – изучение роли медсестры в профилактике туберкулеза у детей. Разработка мероприятий на основе внедрения новых подходов к здоровью
Объект исследования – профилактика туберкулеза у детей
Предмет исследования — роль медсестры в профилактике туберкулеза у детей.
Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы
В первой главе рассмотрены вопросы
1 История фтизиатрии
В истории человечества туберкулез является одним из основных заболеваний — убийц». По оценке ВОЗ, в 90-х гг. XX столетия было зарегистрировано 90 млн. новых случаев туберкулеза и 35 млн. летальных исходов, связанных с этим заболеванием.
2 Эпидемиология заболеваемости туберкулезом у детей
3 Клинические формы и симптомы туберкулеза у детей
Утомляемость, слабость, плохо спят, теряют аппетит.
худые, лицо бледное, на щеках заметен румянец.
Повышение температуры
Кашель
Кровохарканье
Но чаще у детей встречаются нелокализованные формы туберкулеза —
вираж туберкулиновых проб или тубинтоксикация.
4. Противоэпидемические мероприятии
Во второй главе проанализирована роль медсестры в профилактике туберкулеза и рассмотрены следующие вопросы
Первичная профилактика направлена на предупреждение туберкулеза и состоит из 3 «С» — специфическая, санитарная, социальная.
1 Специфическая профилактика
иммунизация ЦЖ и химиопрофилактика
2 Санитарная профилактика-
• изоляция больных туберкулезом с бактериовыделением;
• дезинфекция;
• санитарная пропаганда.
3 Социальная профилактика
• Каждый больной туберкулезом имеет право на отдельную жилую площадь;
• на больничный лист в течение 10-12 месяцев;
• отпуск только в летний период;
• бесплатное санаторное лечение в течение 2-3 месяцев.
2 Вторичная профилактика – это раннее выявление заболевания
1 Туберкулинодиагностика ( реакция Манту)
2 Диаскинтест, 3 флюорография
3 Третичная профилактика туберкулеза направлена на предупреждение осложнений
Диспансеризация
Роль медсестры при проведении патронажа или на первом этапе диспансеризации позволит выявить нарушенные потребности и предложить план независимых мероприятий, которые могут улучшить качество жизни больных туберкулезом.
4 Противоэпидемические мероприятия
1. Мероприятия, проводимые в отношении источника инфекции (больного туберкулезом):
2. Мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи возбудителя туберкулеза.
3. Мероприятия, проводимые в отношении восприимчивого организма,
Вывод
Изучив данный раздел работы, мы пришли к выводу, что большая часть деятельности по профилактике туберкулеза является компетенцией медсестры. Технологией этой деятельности является сестринский процесс.
1 этап. Сестринское обследование.
2 этап. Сестринский диагноз.
3 этап. Планирование или цель сестринских вмешательств.
4 этап. Реализация плана сестринских вмешательств.
Независимые сестринские вмешательства –
а) первичная профилактика – вакцинация и ревакцинация БЦЖ;
б) вторичная профилактика – туберкулинодиагностика.
в) третичная – это диспансеризация (1 этап);
г) советы по здоровому образу жизни — режим, питание, личная гигиена, закаливание, борьба с вредными привычками.
5 этап. Оценка результатов деятельности проводится постоянно

В 3 главе мы провели анализ ситуации по заболеваемости туберкулезом в г. Зея и по Зейскому району и сделали следующие выводы:
• за последние 2 года у детей наблюдались только нелокализованные формы туберкулеза;
• в 2014г. отмечается рост заболеваемости, количество детей с виражом туберкулиновых проб увеличилось на 43%;
• заболеваемость по возрастным группам распределена неравномерно: у детей до 7 лет вираж встречается чаще, чем в старшем возрасте;
• 100% детей прошли лечение и были взяты на «Д» учет в 6 группу.
Также мы провели анализ деятельности медсестры по профилактике туберкулеза в зависимости от подходов к здоровью
Особенности разных подходов к здоровью

Признак
Традиционный подход Новый подход
Цель
Лечение болезни Укрепление здоровья
Позиция м/работника «мы позаботимся о вас» «вы ответственны за свое состояние и, проявив волю, вы приумножите здоровье»

Ознакомьтесь так же:  Как можно предотвратить псориаз

Мы решили проанализировать, готовы ли пациенты или их родители брать на себя ответственность за свое здоровье.
Провели анкетирование 50 родителей, чьи дети состоят на учете в тубдиспансере с диагнозом «вираж туберкулиновых проб»
Проанализировав эти данные, мы пришли к выводу:
• большинство родителей имеют смутные представления о причинах заболевания и формах туберкулеза (знают в основном о туберкулезе легких);
• 80% не понимают смысл проведения реакции Манту (считают ее прививкой);
• о диаскинтесте не слышали 100%, хотя всем детям с виражом он проводится обязательно, т.е. родители не интересуются, что проводится, а медработники не объясняют;
• к флюорографии 30 % относятся отрицательно, считают опасной для здоровья;
• основным способом профилактики считают вакцинацию 100%, изоляцию больных-85%, здоровый образ жизни-80%;
• Однако, зная о здоровом образе жизни, соблюдают режим дня ребенка только 50%, 80% стараются соблюдать рекомендации по питанию, полноценным закаливанием никто не занимается, 64% родителей курят;
• 70% опрошенных считают, что их проблемы со здоровьем должны решать медработники;
• информация о туберкулезе получена пациентами в основном из литературы, интернета, от друзей и только 20% сказали, что от медработников.
Деятельность медсестры ограничена кругом профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1 — способность осуществлять профилактическую работу с детьми и их родителями реализуется хорошо, т.е. медсестра осуществляет
а) первичную профилактику – вакцинация и ревакцинация БЦЖ;
б) вторичную профилактику – туберкулинодиагностику;
в) третичная – диспансеризацию (1 этап);
ПК 2 — способность проводить санитарное просвещение реализуется слабо, пациенты плохо информированы о заболевании, методах диагностики, лечения, профилактики.
Исходя из полученных данных, мы сделали вывод, что подход к здоровью, по-прежнему, остается традиционным, т.е. пациенты полагаются на медработников, а те, в свою очередь, не стремятся к укреплению здоровья
Пропаганда здорового образа, раннее выявление заболеваний, информирование и обучение населения методам профилактики пока не стали приоритетными задачами работы медсестры.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
• Сохраняющиеся высокие показатели заболеваемости требуют пересмотра существующих принципов проведения профилактических мероприятий и серьезной коррекции всей системы противотуберкулезной помощи детям и подросткам.
• Наша гипотеза «мы предположили, что внедрение в практическое здравоохранение сестринского процесса, максимальное использование знаний и умений медсестер может сократить затраты на медико-санитарную помощь и повысить качество услуг в этой области» пока не нашла своего подтверждения, т.к.
• несмотря на все усилия теоретического обучения, в практическом здравоохранении не полностью используются возможности сестринского персонала, функции которого зачастую сводится к выполнению технической работы, не требующей профессиональной подготовки.
Исходя из этого, мы предлагаем:
1. Внедрение в практическое здравоохранение философии сестринского дела.
2. Основная цель — расширение доли участия медсестер в про¬филактических и образовательных мероприятиях, увеличение информированности населения о мерах снижения риска развития заболеваний путем изменения стиля жизни и контроля за здоровьем.
3. С этой целью в школах города, детских дошкольных учреждениях изыскивать новые формы пропаганды здорового образа жизни: театрализованные представления, агитбригады, круглые столы и многое другое.
4. Организовать активы санитарного просвещения.
5. Медицинским сестрам активнее посещать на дому пациентов и проводить беседы с родственниками по уходу за пациентом.
С целью реализации данной компетенции, мы разработали цикл бесед «Меры профилактики туберкулеза», буклеты, памятки, презентации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа помогла нам лучше понять роль медсестры в организации помощи детям, систематизировать знания и осознать возможности медсестры в профилактике туберкулеза на всех этапах и понять круг своих компетенций.
Практическая значимость работы
Результаты исследования могут быть использованы медсестрами тубдиспансера и детской поликлиники для проведения санпросветработы среди населения.

Роль медицинской сестры в раннем выявлении, первичной и вторичной профилактике туберкулеза

Министерство здравоохранения
Донецкой Народной Республики
Торезское медицинское училище

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В РАННЕМ ВЫЯВЛЕНИИ, ПЕРВИЧНОЙ И
ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ТУБЕРКУЛЕЗА.

34.02.01 Сестринское дело

Автор выпускной
квалификационной работы

Гнилицкая Екатерина Романовна

Руководитель работы
Гильдеева Ирина Александровна

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ТУБЕРКУЛЕЗА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В настоящее время туберкулез является одной из самых актуальных проблем здравоохранения. Эпидемическая ситуация по туберкулезу в России и в мире, неблагоприятна. Если раньше туберкулез считали болезнью асоциальных лиц, злоупотребляющих алкоголем и отбывавших срок заключения в ИТУ (исправительно-трудовые учреждения), то сейчас туберкулезом чаще болеют лица молодого возраста.

По оценкам, в 2015 году 1 миллион детей заболели туберкулезом, и 170 000 детей умерли от него (не считая детей с ВИЧ). [статистика ВОЗ]

По данным ВОЗ, в мире ежегодно отмечается 8 млн новых случаев заболевания туберкулезом и около 3 млн человек умирает от этой инфекции. По предварительным расчетам, заболеваемость будет увеличиваться, особенно в тех странах, где забывают, что туберкулез — не только инфекционн Показать все ая, но и социальная болезнь. Треть населения планеты уже инфицирована микобактериями туберкулеза, однако в течение жизни заболеет не более 5-10% из числа инфицированных, так как естественная резистентность при этой инфекции играет значительную роль, поэтому социально-экономические условия жизни также важны.

Говоря о туберкулезе, нельзя не учитывать и тот факт, что в последнее десятилетие проявления туберкулеза у взрослого населения значительно изменились. Резко возросли массивность бактериовыделения и лекарственная устойчивость микобактерий туберкулеза к основным противотуберкулезным препаратам. Все это приводит к снижению эффективности лечения и инвалидизации больных. Существенно увеличился риск рецидива заболевания — число больных с реактивизацией туберкулезного процесса возросло и составляет 8,2 на 100 тыс. населения.

Вследствие несвоевременного выявления туберкулеза у взрослых повысился риск заражения детей. Инфицированность детей, проживающих совместно с больными, в 2 раза выше, чем у детей из здорового окружения.

Первостепенное значение для борьбы с туберкулезом у детей имеют профилактика и раннее выявление заболевания. В то же время известно, что первая встреча с туберкулезной инфекцией, заканчивающаяся инфицированием, а в ряде случаев и заболеванием, происходит в детском и подростковом возрасте, поэтому основные меры профилактики туберкулеза должны осуществляться в этих возрастных группах. Именно высокие показатели инфицированности и заболеваемости туберкулезом в современных условиях охраны и укрепления здоровья детского населения требуют максимального использований знаний и умений медсестер, чтобы повысить

качество услуг в области профилактики. Пропаганда здорового образа жизни, мероприятия, направленные на раннее выявление туберкулеза, информирование и обучение населения методам профилактики являются приоритетными задачами медицинских организаций, а их реализация, в немалой доле, возлагается на медицинских сестер. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.10 № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», профилактическая работа — обязательный раздел деятельности медсестры.

Актуальность данной работы определяется значимостью своевременной профилактики туберкулеза среди детского и подросткового населения и необходимостью изменений в отношении к здоровью, как со стороны государства, так и родителей, ответственных за здоровье детей и подростков Скрыть

1. Глава 1. Инфекционный убийца детей и подростков номер один.

1.1. Этиология, патогенез и клинические проявления туберкулеза у детей и подростков.

1.2. Современные методы диагностики туберкулеза

1.3. Основные направления профилактики туберкулеза у детей и подростков..

Глава 2. Роль медицинской сестры в профилактике туберкулеза у детского и подросткового населения в условиях поликлиники общей лечебной сети.

2.1. Технология работы участковой медицинской сестры с детским и подростковым населением по профилактике туберкулеза на базе поликлиники № 3, МАУ ДГБ № 8

2.2. Памяток и рекомендации родителям по профилактике туберкулеза у детей и подростков.

3. Показа Показать все ния и противопоказания вакцинации БЦЖ……………………32

4. Памятка по сбору мокроты на МБТ в домашних условиях…………..33

5. Памятка родителям по пробе Манту …………………………………. 3 Скрыть

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. https://www.rosminzdrav.ru/- Министерство здравоохранения Российской Федерации

2. В.Ю. Мишин, С.П. Заврожнов, А.В Митронин, Ю.Г Григорьев; Учебник. «Фтизиатрия» — М. : ГЭОТАР-медиа 2015. — 548 с. 3. Д. Леви, Н. Клевно; учебник «Туберкулез у детей и подростков» — М. : ГЭОТАР-Медиа 2012. — 272с

Роль медсестры в профилактике чесотки

Роль медсестры в профилактике туберкулеза

Противотуберкулезную помощь населению оказывают все лечебно-профилактические учреждения общей лечебной сети, противотуберкулезные диспансеры, санатории, больницы, отделения и кабинеты, центры службы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Все вышеперечисленные учреждения имеют в своем штате медсестринский персонал, который играет ведущую роль в профилактике туберкулеза.

Медицинская сестра любого медицинского учреждения должна иметь знания в области эпидемиологии и профилактики, клиники и лечения туберкулеза, организации своевременного выявления, вакцинации и амбулаторной химиотерапии. Роль медицинской сестры в профилактике туберкулеза поистине велика, именно медицинская сестра ведет документацию, выполняет инъекции, проводит туберкулиновые пробы, оказывает доврачебную помощь (например при легочном кровотечении).

Весьма ценную помощь медицинская сестра оказывает врачу в организации амбулаторного приема больных: до начала приема она отбирает соответствующие истории болезни, подбирает к ним рентгенограммы, подклеивает результаты анализов после просмотра их врачом. Она регулирует прием, вызывая к врачу в первую очередь больных с повышенной температурой, жалобами на боли, кровохарканье, одышку или плохое самочувствие, с больничным листом на руках, слабых и пожилых, приехавших на консультацию издалека. По указанию врача она заполняет документацию. В процедурном кабинете выполняет назначения и проверяет регулярность посещения назначенных больных, работает с контрольной картотекой, отмечает даты прихода и вновь назначает явки больного, вписывает диагнозы, группу учета, данные о стационарном, санаторном и амбулаторном лечении, изменения в трудовой деятельности больных, их месте жительства, выявляет лиц, не явившихся в контрольные сроки в диспансер; работает с картой участковой медицинской сестры, вписывает дату посещения очага, отмечает его санитарное состояние, поведение больного, выполнение плана оздоровления очага, содержание проведенной беседы. Участковая сестра работает совместно с медицинской сестрой детского отделения по выявлению детей, контактирующих с больными туберкулезом. Она помогает медицинскому статистику в собирании материала для составления годового отчета [2, 9-10].

Не меньшую работу медсестра проводит в туберкулезном очаге. Медицинская сестра определяет объем и содержание профилактических мероприятий в очаге:

участвует в госпитализации больного и его интенсивном лечении в стационаре;

проводит текущую и заключительную дезинфекцию (силами СЭС);

проводит изоляция детей от бактериовыделителей (госпитализация больных или размещения детей в детских учреждениях);

проводит вакцинацию новорожденных или ревакцинацию неинфицированных;

проводит регулярное обследование лиц, находящихся в контакте и проводит им химиопрофилактику по назначению врача;

следит за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

Медицинская сестра фтизиатрического стационара обеспечивает:

манипуляционные процедуры, которые отпускаются во всех лечебных учреждениях — раздача лекарств и контроль их приема, инъекции, внутривенные вливания, налаживание капельницы, промывание желудка и кишечника, наложение повязок, уход за больными, забор анализов, следит за вентиляцией, инсоляцией и дезинфекцией помещений т.д.

сугубо специфическую работу, свойственную только противотуберкулезной службе т.к. проведение рентгенологического исследования (флюорографии), туберкулинодиагностики (проба Манту, диаскинтест).

Большое значение имеет просветительская деятельность медицинской сестры. В санбюллетенях, плакатах, памятках для населения медсестра пропагандирует здоровый образ жизни. Успех санитарно-просветительной работы среди населения в значительной мере зависит от среднего медицинского персонала.

Не маловажную роль в профилактике туберкулеза играют участковые медсестры поскольку важнейшей частью их работы является санитарно-просветительская и разъяснительная работа среди пациентов вверенного ей вместе с врачом участка. В обязанности участковой медсестры входит оценка гигиенического состояния наблюдаемых на дому пациентов, обучение их самих и их родственников грамотному уходу и самоуходу. Медицинская сестра может оказать помощь врачу в оценке факторов риска конкретно для того или иного человека, убедить пациента в необходимости их устранения, чтобы предупредить заболевание. При этом очень важно найти правильный тон беседы и самому служить примером сознательного отношения к сохранению и поддержанию здоровья. В случае заболевания туберкулезом успех лечения и исход заболевания во многом зависит от доброжелательных взаимоотношений медсестры с пациентом и его родственниками. Грамотная медсестра своевременно обучает людей, находящихся в контакте с больными, соблюдать необходимые меры предосторожности, а самого больного убеждает в необходимости систематически выполнять рекомендации врача [3, с.21-27].

Вывод: большой спектр функциональных обязанностей выполняемый медицинскими сестрами на всех этапах противотуберкулезных мероприятий в профилактике и диагностике туберкулеза.

Выводы по первой главе:

туберкулез — это широко распространённое инфекционное заболевание человека и животных, приводящее к летальному исходу, при отсутствии адекватного лечения;

профилактика туберкулеза делится на первичную, вторичную и третичную.

выполняя большое количество функциональных обязанностей, медицинская сестра играет важную роль в профилактике туберкулеза.

Сестринская деятельность при профилактике туберкулёза

Сестринская деятельность при профилактике туберкулёза.

Работа медицинских сестер с больными туберкулезом

Туберкулез всегда был одной из самых актуальных проблем человечества. Актуальность проблемы туберкулеза в том, что это заболевание является не только медицинской проблемой, но и социальной, ведь факторами риска развития туберкулеза являются возрастно-половые, медико-биологические, эпидемиологические, социально-профессиональные и социально-гигиенические.

Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, при котором поражаются преимущественно органы дыхания. Туберкулез распространен практически во всех странах мира, даже экономически развитых. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно регистрируются около 10 млн заболевших. Высокая распространенность туберкулеза среди взрослого населения способствует развитию и росту инфицированности у детей и подростков. Ежегодно в мире умирает от туберкулеза примерно 7000 человек, а каждый час около 300 человек. В Новосибирской области эпидемиологическая ситуация по туберкулезу остаётся неблагополучной и характеризуется высокой заболеваемостью и смертностью. Высок процент выявляемости больных в фазе распада, с тяжелыми запущенными формами, когда происходит выделение микобактерий туберкулеза во внешнюю среду.

Заражаются туберкулезом чаше дети и подростки, молодые люди, реже инфицируются взрослые и старики. Реакция организма на микобактерии туберкулеза зависит от вирулентности и массивности инфекции, состояния реактивности организма человека, его естественной резистентности и противотуберкулёзного иммунитета.

Туберкулез относится к числу так называемых социальных болезней, возникновение которых связано с условиями жизни населения. По интенсивности заболеваемости туберкулезом можно в определенной мере судить о социально-экономической ситуации в стране или регионе.

Восприимчивость к туберкулезу особенно высока в грудном возрасте, в школьном она уменьшается, а в период полового созревания вновь возрастает. Кроме возраста в появлении заболевания играет роль уровень сопротивляемости организма, в норме существует резистентность к туберкулезу. Это приводит к тому, что из всех людей, которые находятся в контакте с возбудителем, заболевает только часть.

Особенности работы сестер с больными туберкулезом заключается в том, что:

— больные туберкулезом испытывают большой стресс от самого факта сообщения о диагнозе туберкулеза, поскольку это может привести к изменению их социального статуса, они нередко боятся потерять работу, семью;

— больные туберкулезом боятся заразить близких, особенно детей, друзей, знакомых;

— болезнь требует длительного лечения, сопряженного с изоляцией, соблюдением режима и многомесячной антибактериальной терапии, которая нередко даст побочные эффекты;

— пациенты нередко испытывают страх, что у них возможен неизлечимый туберкулезный процесс;

— больные туберкулезом особая категория — среди них более 50% составляют пациенты с асоциальным поведением: злоупотребление алкоголем, наркомания, курение, каждый четвертый (25%) из больных ТБ ранее находился в исправительно-трудовых учреждениях;

— больные туберкулезом, особенно хроническим, практически все имеют полиморбидные процессы: наряду с ТБ — заболевание ЦНС (энцефалопатии), печени (гепатиты, циррозы), желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка, 12-перстной кишки, гастриты), хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ), ишемическую болезнь сердца (ИБС);

— пациенты с ТБ имеют низкий комплайнс (низкую приверженность) к лечению, поэтому очень часто допускают перерывы и отрывы от лечения;

— больные ТБ -женщины также нередко из асоциальных групп (люмпены, злоупотребляющие алкоголем), поэтому все выше перечисленное относится и к ним;

— сегодняшний больной ТБ часто имеет сочетанную инфекцию ВИЧ/ТБ и это приводит к быстрому прогрессированию, генерализации туберкулезного процесса требует особого подхода одновременного назначения антивирусной терапии;

— среди пациентов фтизиатрических больниц у каждого второго впервые выявленного определяется лекарственная устойчивость (МБТ), а у каждого пятого мультирезистентность (МЛУ), т.е. ЛУ к изониазиду и рифампицину- основным антибактериальным препаратам;

— у больных с хроническим ТБ лекарственная устойчивость выявляется у 70-90% пациентов;

— лекарственная устойчивость, особенно МЛУ ТБ резко усложняет процесс излечения, курс химиотерапии увеличивается до 18-24 месяцев, это приводит к снижению эффективности лечения и увеличивает число больных хроническим туберкулезом, повышает смертность от ТБ [7;128].

1. Этап — сбор информации. При этом большое внимание уделяется социальным факторам, жилищным условиям, присутствие в семье детей, наличию вредных привычек и т. д. Пример: из беседы с пациентом, а также из данных направлений выяснилось, что пациент нерегулярно принимает противотуберкулезные препараты, назначенные врачом.

2. Этап — выделение и формирование проблем:

— физиологические (возникшие в результате интоксикации);

— социально-бытовые — риск инфицирования детей и родственников, недостаток питания, гигиенических навыков;

— асоциальное или социально — дезадаптированное поведение;

— психологические -страх потери работы, вероятность распада семьи, снижение работоспособности, психо-эмоциональная неустойчивость;

Ознакомьтесь так же:  Солидол при лечении экземы

— проблемы, связанные с дыханием — кашель, боль в груди, позвоночнике, кровохаркание.

Пример: нерегулярный прием пациентом лекарств как результат недостаточной осведомленности и низкой ответственности за свое здоровье.

3. Этап — как правило, устанавливаются долгосрочные цели; пример: краткосрочная цель: через 5-6 дней пациент начнет осознавать ответственность за свое здоровье и необходимость аккуратно выполнять назначения, долгосрочная цель: в течение всего необходимого периода лечения пациент будет аккуратно выполнять все назначения врача.

4. Этап — составление плана ухода -необходимость в заинтересованности в восстановлении здоровья пациента:

— медсестра проявит заинтересованность в восстановлении здоровья

— медсестра в течение 2-3 дней будет проводить с пациентом короткие беседы в доступной форме о том, что все усилия медиков одолеть болезнь без активного участия самого пациента безуспешны;

— медсестра попытается активизировать у пациента мотивацию к аккуратному выполнению назначений врача: выздоровление в наиболее короткие сроки; наиболее полноценное восстановление здоровья; возвращение к работе; устранение для членов семьи и окружающих угрозы повышенного риска заразиться туберкулезом и т.д.;

— медсестра в доступной форме разъяснит пациенту некоторые особенности возбудителя туберкулеза (в том числе способность к лекарственной устойчивости, а также способность восстановления болезнетворных свойств после затихания процесса);

— медсестра разъяснит опасность нерегулярного приема лекарств или преждевременного прекращения лечения (вероятность диссеминации туберкулеза и других осложнений);

— медсестра постоянно будет поддерживать доверительные отношения с пациентом.

На протяжении всего периода лечения медсестра периодически поддерживает мотивацию пациента к выполнению назначений, и поощрять аккуратность пациента при приеме лекарств.

5. Этап — оценка эффективности плана ухода: через 5-6 дней медсестра должна будет отметить, изменились ли взгляды пациента и его отношение к своему здоровью и лечению.

Затем медсестра должна регулярно делать отметки о том, сохраняется ли у пациента мотивация к лечению, аккуратно ли он выполняет назначения. Если же у пациента периодически отмечаются срывы, то медсестре необходимо активизировать свою деятельность

Документация всех этапов сестринского процесса осуществляется в сестринской карте наблюдения за состоянием здоровья пациента и известна как сестринская история состояния здоровья или болезни пациента. Эта документация может содержать карту сестринского ухода, наблюдения, листы сестринской оценки, листы регистрации мероприятий по уходу и т.д.

Диспансеризация больных туберкулезом

В организации и проведении диспансерных противотуберкулезных мероприятий большое значение имеет работа участкового фтизиатра и участковой медицинской сестры в очагах туберкулезной инфекции — в квартире или общежитии, где проживает больной, в мокроте которого обнаруживаются микобактерии туберкулеза.

В зависимости от риска возникновения новых заболеваний их подразделяют на 5 групп.

Наибольшая опасность заражения здоровых людей туберкулезом имеется в очагах первой группы, в которых проживают больные с бактериовыделением. Эти очаги характеризуются перенаселенностью жилых помещений, невысокой санитарной культурой самих проживающих, совместным размещением с больным детей, подростков и беременных женщин, т. е. это социально-отягощенные очаги.

Во вторую группу включаются очаги, в которых проживают больные с бактериовыделением без детей и подростков, соблюдающие санитарно-эпидемиологический режим.

Третью группу составляют очаги, в которых проживают больные без бактериовыделения, но с детьми и подростками. Сюда же относят очаги проживания больных внелегочным туберкулезом легких с наличием либо отсутствием бактериовыделения.

В четвертую группу очагов включают те из них, где проживают больные, у которых прекратилось бактериовыделение в результате лечения. Сюда же относят очаги, где проживали больные, умершие от туберкулеза.

Пятая группа — очаги зоонозного происхождения (животноводческие фермы).

Для контроля за проведением противотуберкулезных мероприятий в очагах туберкулезной инфекции установлены определенные сроки посещений очагов медицинскими работниками (см. Таблицу 2).

Таблица 2–Частота посещения очагов туберкулезной инфекции фтизиатром и Частота посещения очагов туберкулезной инфекции фтизиатром и участковой медицинской сестрой участковой медицинской сестрой

В проведении противотуберкулезной профилактической и лечебной работы весьма ответственные функции выполняет участковая медицинская сестра фтизиатрического участка. Кроме общих профессиональных знаний, участковая медицинская сестра должна иметь подготовку в области профилактики, клиники и лечения туберкулеза, его эпидемиологии, проведении вакцинации, лекарственной терапии в амбулаторных условиях и хорошо знать организацию своевременного выявления заболевших туберкулезом.

Наряду с этим участковой медицинской сестре необходимо иметь достаточную подготовку по оказанию доврачебной помощи больным при легочном кровотечении и при других неотложных состояниях, типичных для туберкулезных больных, а также хорошо знать медицинскую документацию, требования к ее ведению.

Весьма важны функции, выполняемые медицинской сестрой в организации и проведении амбулаторного приема больных. От ее усилий в значительной мере зависит не только сама организация приема пациентов, но и качество его проведения.

При подготовке к амбулаторному приему медицинская сестра отбирает необходимые истории болезни, подклеивает в них результаты анализов, подбирает соответствующие рентгенограммы, получает и дает на просмотр врачу выписки, поступающие из других лечебно-профилактических учреждений (больниц, санаториев и др.) [11;134].

Во время амбулаторного приема медицинская сестра должна обеспечить четкую очередность направления больных к врачу, в первую очередь больных с повышенной температурой, с жалобами на боли, кровохарканье, одышку, плохое самочувствие. Прежде всего следует направлять к врачу всех пожилых, ослабленных больных, приехавших на консультацию из отдаленной местности, а также всех имеющих на руках больничные листы. Участковая медицинская сестра должна уметь вести необходимую документацию и во время приема: заполнять по указанию врача различные направления, справки, учетные формы и другие документы.

Весьма важной функцией медицинской сестры является ведение картотеки. Она должна регулярно отмечать даты явки больного на прием и время очередного прихода больного, вписывать в карточки диагноз, группу учета, сведения об амбулаторном, стационарном и санаторном лечении, изменениях в трудовой деятельности больных, места жительства.

При работе с туберкулезными больными крайне важно обеспечить их своевременную явку в диспансер, поэтому, работая с картотекой, медицинская сестра должна выявить лиц, не явившихся в установленные сроки, и обеспечить их вызов. Под контролем медицинской сестры должна находиться и регулярность явки больных в процедурный кабинет. В случае если больной не прибыл для проведения назначенных врачом процедур, медицинская сестра выясняет причину неявки и обеспечивает вызов таких больных повторно. Очень важна помощь участковой медицинской сестры и медицинскому статистику при разработке годового отчета, особенно в сборе необходимых материалов.

Участковая медицинская сестра работает в содружестве с медицинской сестрой детского отделения диспансера, помогая выявлять детей, контактирующих с больными туберкулезом, и привлекать их в диспансер для систематического наблюдения, а при необходимости и для лечения.

Важна работа участковой медицинской сестры по оздоровлению очагов туберкулезной инфекции, а также совместная деятельность с врачом по организации и проведению лечения больных в домашних условиях.

В крупных противотуберкулезных диспансерах участковыми медицинскими сестрами руководит опытная старшая медицинская сестра отделения, которая обеспечивает инструктаж участковых сестер, а также необходимый контроль за амбулаторной лекарственной терапией, выявлением лиц, имеющих контакт с больными туберкулезом, ведением необходимой медицинской документации и т. д.

В работе участковой медицинской сестры, занятой обслуживанием туберкулезных больных, очень большое значение имеют два обстоятельства. Во-первых, умение медицинской сестры правильно построить свои отношения с больным, у которого подозревается или установлен диагноз туберкулеза легких. Во-вторых, в своей работе медицинская сестра должна учитывать, что у окружающих больного людей нередко встречаются предрассудки, преувеличенные представления об опасности контактов с больным.

Для успешного решения самых различных вопросов, возникающих в процессе работы с туберкулезными больными, особенно важно наличие у медицинской сестры не только необходимых знаний и навыков по профилактике туберкулеза, наблюдению за больными и их лечению, но и способность завоевать доверие больного. Не меньшее значение имеет и умение медицинской сестры тактично и грамотно дать представление окружающим больного людям о реальной степени опасности заболевания туберкулезом при контакте с больным или человеком, у которого туберкулезный процесс излечен. Нужно иметь в виду, что проявление неоправданно больших опасений у окружающих весьма отрицательно влияет не только на психику больного, но и на течение болезни, эффективность лечения, при этом следует учитывать, что для больных туберкулезом особенно большое значение имеет внимание, проявление чуткости и заботы со стороны медицинского персонала -врача, так и медицинской сестры.

Находясь в тесном контакте с больными и окружающими их людьми, хорошо зная обстановку, которая складывается у больных дома, в семье и на производстве, участковая медицинская сестра имеет возможность эффективно контролировать выполнение больными назначений врача и требований противоэпидемического режима, санитарно-гигиенических правил, может влиять на моральное состояние больных.

Всю работу участковой медицинской сестры можно разделить на внутридиспансерную и деятельность вне противотуберкулезного диспансера — на фтизиатрическом участке.

Важным разделом внутридиспансерной работы участковой медицинской сестры является активное ее участие в приеме больных, который проводится ежедневно участковым фтизиатром, а также четкое ведение картотеки на всех лиц, находящихся под наблюдением специалистов противотуберкулезного диспансера. Ежемесячный просмотр этой картотеки позволяет эффективно контролировать своевременность профилактических и лечебных мероприятий, которые должны проводиться среди всех лиц, находящихся под наблюдением диспансера, выявлять и своевременно вызывать больных, не являющихся в диспансер на прием к врачу или для выполнения необходимых процедур. Картотека при условии ее правильного ведения позволяет получить также данные, которые необходимы для ведения в диспансере медицинского учета и отчетности.

Основное направление внедиспансерной работы участковой медицинской сестры противотуберкулезного диспансера — проведение необходимых мероприятий в очагах туберкулезной инфекции. В этих целях карта участковой медицинской сестры противотуберкулезного диспансера заполняется на каждый очаг туберкулезной инфекции. Карта содержит паспортные данные о лицах, контактирующих с бацилловыделителем, а также отметки о датах и результатах обследования контактирующих; подробное описание очага и рекомендации участкового фтизиатра и эпидемиолога, на основании которых составляется план санации очага. Ежегодно участковая сестра подводит итог проведенной работы: число посещений очага участковым фтизиатром, эпидемиологом, участковой сестрой и проведенных бесед, количество выданных дезинфекционных средств, данные о заключительных дезинфекциях, изменениях жилищно-бытовых условий, данные о вакцинации и химиопрофилактике среди контактирующих людей и выводы о результатах проведенной оздоровительной работы.

В организации работы противотуберкулезного диспансера можно выделить следующие основные разделы: организация приема больных, диагностика заболеваний, лечение больных туберкулезом, специфическая и неспецифическая профилактика этого заболевания, реабилитация пациентов, санитарное просвещение.

Как уже было сказано, важнейшими задачами противотуберкулезного диспансера являются диспансерное наблюдение больных, учет и обеспечение полноценного лечения больных туберкулезом. Своевременное выявление заболевания определяет, прежде всего, высокую эффективность лечения на ранних стадиях болезни и, наоборот, большие трудности, которые возникают в процессе лечения в запущенных случаях, когда уже имеет место распад легочной ткани. Велико и эпидемиологическое значение раннего выявления туберкулезного процесса, так как при своевременной изоляции заболевшего резко уменьшается возможность заражения окружающих больного туберкулезом [3;61].

Выявление туберкулезных больных происходит в подавляющем большинстве случаев двумя путями:

— у лиц, обращающихся за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения, при этом диагностике заболеваний в значительной мере способствует принятое в настоящее время обязательное проведение флюорографического обследования для всех обращающихся в поликлинику за медицинской помощью;

— в ходе массовых осмотров населения. Во время этих осмотров заболевания обычно выявляются у детей с помощью туберкулиновой пробы, а у подростков и взрослых – флюорографическим методом.

Во время проведения массовых флюорографических обследований ответственные функции выполняются средними медицинскими работниками (медицинскими сестрами). Для обеспечения максимального охвата обследованием намеченных контингентов (коллектива предприятия, учреждения, населения конкретного района и т. д.) очень важно организовать до начала обследования заполнение карт индивидуального учета, в которые затем вносятся результаты флюорографии. Это мероприятие обычно проводится средним медицинским персоналом медицинских учреждений общей лечебно-профилактической сети.

Очень важно обеспечить хороший учет и в последующем -при контрольном флюорографическом дообследовании лиц, у которых выявлена патология органов грудной клетки или имеется подозрение на наличие заболевания (контрольное дообследование обычно проводится через 1-2 дня после массового обследования). Тщательный учет необходим и при направлении выявленных больных для детального обследования и последующего направления в соответствующие лечебно-профилактические учреждения (противотуберкулезные диспансеры, поликлиники, стационары и т.д.).

Для обеспечения эффективности всей следующей за массовым флюорографическим обследованием работы большое значение имеет периодический просмотр карт (базы данных) для выявления лиц, своевременно не прошедших повторных обследований (в том числе флюорографических), а также лиц, которые должны быть вызваны для проведения лечения.

Такой просмотр карт (базы данных), как правило, проводит медицинская сестра. Она же обеспечивает контроль за своевременной явкой вызываемых в лечебно-профилактическое учреждение лиц и проведением и учетом необходимых диагностических и лечебно-профилактических мероприятий.

Опыт показывает необходимость ведения флюорокартотеки. Информация, которая накапливается в картах флюорокартотеки, позволяет при последующих обследованиях следить за динамикой патологического процесса. Как уже указывалось выше, ведением такой картотеки занимается медицинская сестра флюорографического кабинета.

Важным разделом работы противотуберкулезного диспансера является организация и проведение диспансерного наблюдения за всеми состоящими на учете больными туберкулезом, а также теми категориями здоровых, у которых существует опасность возникновения заболевания (т. е. лиц, контактирующих с заболевшими).

Контингенты взрослых, которые должны быть учтены в диспансере и находиться под диспансерным наблюдением, подразделяются на следующие группы:

— нулевая группа — лица с неуточненной активностью туберкулезного процесса (дифференциальная диагностика);

— больные с активным туберкулезом;

— больные с активными формами туберкулеза с хроническим течением заболевания;

— больные с неактивными формами туберкулеза;

— здоровые лица, проживающие с туберкулезным больным.

Распределение контингентов взрослых на указанные группы позволяет четко определить конкретные профилактические и лечебные мероприятия, которые должны проводиться в каждой группе наблюдаемых, а также сроки их проведения [7;94].

Так же, как и в отношении взрослых контингентов, выделение групп наблюдения для детей и подростков позволяет планировать и проводить необходимые профилактические и лечебные мероприятия в соответствии с характером патологического процесса или состоянием наблюдаемых лиц. Все лица со значительными остаточными изменениями в легких (в результате перенесенного туберкулезного процесса) должны состоять на учете в ЛПУ общей лечебной сети.

В диспансерные группы детей и подростков, которые должны находиться под наблюдением специалистов противотуберкулезного диспансера, входят:

— больные с активным туберкулезным процессом;

— дети и подростки с активным туберкулезом с хроническим течением процесса;

— дети и подростки с клинически излеченным туберкулезом;

— здоровые дети и подростки, совместно проживающие с туберкулезным больным — бацилловыделителем;

— больные с осложнениями после прививки БЦЖ;

— лица с повышенным риском заболевания локальным туберкулезом.

Нулевая (диагностическая) группа — дети и подростки, нуждающиеся в дифференциальной диагностике патологических изменений в легких и дыхательных путях, а также в уточнении характера положительной чувствительности к туберкулину.

Лечение туберкулезных больных в зависимости от характера, тяжести туберкулезного процесса, их бытового устройства может обеспечиваться в амбулаторных условиях или в стационаре (в стационаре противотуберкулезного диспансера, в туберкулезных больницах или специализированных туберкулезных отделениях больниц общего профиля).

Для обеспечения эффективности противотуберкулезных мероприятий – как профилактических, так и лечебных — большое значение имеет рациональная организация санитарного просвещения среди населения. Непосредственным организатором гигиенического обучения является районный фтизиатр. Активное участие в этой работе должна принимать и участковая медицинская сестра. Особенно много полезных сведений она может сообщить больным туберкулезом и проживающим совместно с ним людям, проводя беседы с самими больными, членами их семей, соседями по квартире. Тематика этих бесед, их содержание и форма проведения должны отрабатываться под руководством фтизиатра.

Работа медсестры противотуберкулезного учреждения в очагах туберкулеза

Большое значение в работе медсестры противотуберкулезного диспансера придается проведению лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции. Таким очагом считается место, где проживает больной с заразной формой туберкулеза (лицо, выделяющее микобактерии или страдающее активной формой туберкулеза), а также окружающая его обстановка и контактирующие с ним лица. К очагу инфекции приравнивается также место временного или периодического его пребывания в любом помещении. Это больничная палата, класс и пр.

Очаги туберкулезной инфекции по степени эпидемиологической опасности и по объему необходимой лечебно-профилактической работы делятся на три группы.

Эпидемиологически наиболее опасны очаги, в которых проживают больные с обильным (постоянным или периодическим) бактериовыделением. К ним относятся и очаги, в которых больной выделяет скудное количество микобактерий туберкулеза, если вместе с ним живут дети и подростки или имеются отягощающие факторы (алкоголизм у самого больного, неудовлетворительные жилищные условия, несоблюдение санитарно-гигиенических правил).

Эпидемиологически менее опасны очаги, в которых проживают больные со скудным выделением микобактерий и где в контакте с ними находятся только взрослые люди и нет отягощающих факторов. В тех случаях, когда в очаге проживают дети или подростки либо имеет место хотя бы один из упомянутых выше отягощающих факторов, к этой группе причисляют и такие очаги, в которых больной признан формальным (условным) бактериовыделителем.

Эпидемиологически потенциально опасны очаги, где проживают больные с формальным (условным) бактериовыделением и в контакте с ними находятся только взрослые, а отягощающие факторы отсутствуют [12;67].

Ознакомьтесь так же:  Чесотка при беременности лечить

Медицинская сестра противотуберкулезного диспансера совместно с участковым врачом-фтизиатром и работниками санэпидстанций активно участвует во всех лечебно-профилактических работах в очаге инфекции. В зависимости от того, к какому типу относится очаг туберкулезной инфекции, рекомендуется соответственно следующая частота посещения очага диспансерной медицинской сестрой: 1 раз в месяц; 1 раз в квартал; 1 раз в полугодие.

Работу патронажной сестры в очагах туберкулезной инфекции условно можно разделить на три раздела. Это участие в проведении санитарно-просветительной работы среди больных и окружающих его людей с высоким риском инфицирования и заболевания туберкулезом; подготовка санитарных активистов для проведения текущей дезинфекции в очагах инфекции и контроль за ее проведением; своевременное обследование всех контактных лиц (особенно детей и подростков), проведение туберкулинодиагностики, рентгенофлюорографических исследований для раннего выявления инфицированных лиц, организация контролируемой химиопрофилактики.

Санитарно-просветительная работа имеет огромное значение для первичной профилактики туберкулеза. Повышение санитарной грамотности населения, создание условий, исключающих вероятность заражения от больного туберкулезом, является основным направлением противотуберкулезной пропаганды при его первичной профилактике.

Известно, что туберкулез относится к инфекционным заболеваниям и что главным источником заражения им является больной человек. От больного к здоровому он передается различными путями, например при кашле, когда происходит распыление мельчайших капелек бронхиальной слизи, с пылью, воздушно-капельным путем; возможно инфицирование через пищеварительный тракт. Пищевая инфекция может иметь место при загрязнении продуктов питания мокротой больного, особенно если он готовит пищу или соприкасается с готовыми продуктами. Инфицирование маленьких детей может произойти и тогда, когда ребенок берет в рот загрязненные мокротой предметы. В этом случае речь идет о контактной инфекции, при которой внедрение микобактерий туберкулеза происходит через ротовую полость. В распространении туберкулезной инфекции могут играть роль использование общей посуды, зубной щетки, курение из одной трубки и т. д. В предупреждении заражения туберкулезом окружающих здоровых людей большую роль играет и поведение самого больного, выполнение им правил личной и санитарной гигиены.

При разъяснении возможных путей заражения туберкулезом необходимо учитывать также высокую устойчивость микобактерий к факторам внешней среды. В жидкой мокроте они остаются жизнеспособными и вирулентными в течение 5-6 мес. Мокрота больных туберкулезом, высохшая на полу, белье, посуде, содержит микобактерии, которые сохраняют свои патогенные свойства в продолжение 8-20 дней, особенно в темноте. Возбудитель туберкулеза хорошо переносит высушивание и низкую температуру. Он обладает способностью противостоять высоким концентрациям минеральных кислот (серной, соляной), а также щелочей и спирта.

К дезинфицирующим средствам относятся: хлорная известь, двуосновная соль гипохлорита кальция (ДСГК), двутретьосновная соль гипохлорита кальция (ДТСГК), гипохлорит кальция технический (ГКТ), нейтральный гипохлорит кальция (НГК), хлорамин, калиевая или натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты и средства на ее основе (пресепт, клорсепт, деохлор, аквасепт и др.) и лития гипохлорит (лидос-20 и лидос-25).

Эти препараты обладают самым широким спектром противомикробной активности и сравнительно быстрым действием.

Основными способами обеззараживания при текущей дезинфекции являются:

— средства и приемы механической дезинфекции: мытье, влажная уборка, стирка, чистка, вентиляция и др.;

— физические методы: кипячение белья, посуды, игрушек, сжигание мусора, которые обладают также достаточно сильным действием на МБТ;

— химический способ, обеспечивающий уничтожение МБТ дезинфицирующими средствами.

Текущая дезинфекция в очаге проводится в следующем объеме:

— обеззараживание выделений больного и посуды, остатков пищи;

— сбор, изоляция и содержание грязного белья до дезинфекции с последующим обеззараживанием;

— систематическая влажная уборка помещения, в котором находится больной, и предметов, с которыми он соприкасался, с применением дезинфицирующих средств;

— систематическая борьба с мухами и другими бытовыми насекомыми, которые механически могут переносить МБТ.

Каждому больному бактериовыделителю следует выделить посуду, которую хранят и моют отдельно.

Кроме того, он должен иметь марлевые маски и индивидуальные плевательницы, в которые собирает мокроту.

Плевательницы подвергают кипячению в течение 15 мин в 2% растворе соды или заливают 2,5% активированным раствором хлорамина, после чего их утилизируют или сжигают в печах.

Посуду больного до дезинфекции необходимо тщательно очищать от источников пищи, а затем обеззараживать путем кипячения в 2% растворе соды в течение 15 мин с момента закипания либо погружения в вертикальном положении на 1 ч в 0,5% активированный раствор хлорамина или 0,4% осветленный раствор ДТСГК, или 0,5% раствор бензилфенола.

Металлическую посуду обеззараживать хлорамином нельзя, так как при этом металл портится. Для этих целей могут быть использованы два последних из названных выше препаратов или ее кипячение.

Остатки пищи с посуды больного кипятят в течение 15 мин с момента закипания в закрытых сосудах или заливают 20% хлоризвестковым молоком в течение двух часов.

Щетку, служащую для удаления остатков пищи, обеззараживают путем 15-минутного кипячения в 2% растворе соды.

Постельное и нательное белье больного собирают в специальный мешок и хранят его до обеззараживания и стирки.

Обеззараживание белья производят путем замачивания в 2% растворе соды с последующим 14-минутным кипячением либо путем погружения в 1% раствор активированного хлорамина (при норме расхода 5 л дезинфицирующего раствора на 1 кг сухого белья) на 1-2 ч при температуре не ниже 14 °С. Следует помнить, что хлорамин обесцвечивает белье.

Верхнюю одежду (пальто, куртки, шубы, костюмы и др.) больных следует по возможности чаще проветривать на солнце, гладить горячим утюгом. Подушки, одеяла и матрацы подвергают камерной дезинфекции не реже четырех раз в год.

Книги, тетради, игрушки и др. должны быть в индивидуальном пользовании больного и без предварительной камерной дезинфекции не передаваться другим людям.

Уборку помещений производят ежедневно влажным способом горячим 2% мыльно-содовым раствором при открытых окнах или форточках в зависимости от сезона. При этом следует пользоваться отдельными предметами для уборки помещений.

Для уборки помещения, где проживает больной, обеззараживания посуды, остатков пищи и др. родственникам больного рекомендуют переодеваться в специально выделенную одежду (халат), косынку, перчатки.

При смене белья необходимо надевать маску из 4-5 слоев марли, которую необходимо каждый раз кипятить в 2% растворе соды, или использовать одноразовую матерчатую хирургическую маску.

Очень важной частью работы медицинской сестры противотуберкулезного диспансера является организация профилактических осмотров. Лица, находящиеся в контакте с больным активным туберкулезом, составляют группу повышенного риска по инфицированности и заболеваемости туберкулезом. Дети, контактирующие с больным туберкулезом, инфицируются в 8-12 раз чаще, чем остальные лица из здорового окружения. Поэтому своевременное привлечение контактных лиц на профилактические осмотры имеет большое значение. Взрослые, находящиеся в контакте с больным активным туберкулезом, наблюдаются фтизиотерапевтом, а дети — фтизиопедиатром по IV группе диспансерного учета. В сельской местности, где нет противотуберкулезного диспансера или туберкулезной больницы, эта работа проводится туберкулезным кабинетом сельской больницы или центральной районной больницы. Контактные лица должны приходить на обследование к врачу-фтизиатру 2 раза в год. Им проводят рентгенофлюорографическое обследование, туберкулинодиагностику и пр., назначают курс химиопрофилактики [7;47].

Медицинская сестра диспансерного отделения систематически проводит санитарно-просветительную работу среди контактных лиц. Она заключается в разъяснении необходимости своевременного прохождения профилактических осмотров и обследований, химиопрофилактики и в пропаганде здорового образа жизни.

Правильная организация работы медицинской сестры противотуберкулезного диспансера поможет дальнейшему снижению эпидемиологической опасности в очагах туберкулезной инфекции.

Этико-деонтологические аспекты в работе медсестры противотуберкулезного учреждения

Медицинская сестра большую часть профессиональной деятельности находится с больным, при этом медсестре приходится выполнять и руководящую, воспитательную, просветительную деятельность. Для пациента поступающего в лечебное учреждение важно не только лечение, но и как ею встретили медицинские работники. Первое впечатление, которое производят на пациента медицинские работники и медицинское учреждение.

В статус медицинской сестры противотуберкулезных учреждений входит выполнение не только функциональных обязанностей согласно должностной инструкции, но и соблюдение субординации, общепринятых правил поведения, мероприятий, направленных на своевременное диагностирование и качественное лечение туберкулеза.

Как и всякая деятельность, труд медицинской сестры имеет свои особенности. Прежде всего, он предполагает процесс взаимодействия с людьми: пациентами, их родственниками, коллегами, работающими в своей больнице, так и в других лечебно-профилактических учреждениях.

Здесь лечебно-диагностические методы неразрывно переплетаются с личностными отношениями, поэтому особую значимость приобретают нравственные и психологические аспекты.

Эти простые правила помогут создать и сохранить спокойную, взаимоуважительную и доброжелательную атмосферу, как в рабочем коллективе, так и в общении с пациентами:

— Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собеседника.

— Постарайтесь увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым Вы общаетесь. Выразите это, словом одобрения или похвалы.

— Будьте открыты, доброжелательны, позитивны и приветливы

— Обращайтесь к человеку по имени и отчеству, доброжелательно и спокойно.

Если вы не знаете, как зовут пациента, используйте безличные конструкции: «Пройдите, пожалуйста», «Будьте добры» и пр.

Недопустимы обращения «больной», «мужчина», «женщина». Эти, казалось бы, очевидные истины, к сожалению, пока не стали нормой. Используются медсестрами и ласкательные формы обращений, особенно в работе с пациентами геронтологических отделений: «бабуленька», «дедуля», «голубчик» и пр. Но, согласитесь, не всякий пациент пожилого возраста хочет быть «дедулей», а тем более «бабулей».

— Будьте терпимы к чужому мнению. Не осуждайте других людей. Старайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать так, а не иначе. Не допускайте раздражения и критики.

— Постарайтесь понять круг интересов собеседника. Старайтесь вести беседу с учетом его индивидуальных особенностей, вкусов, желаний. Говорите с человеком на понятном ему языке.

— Умейте себя поставить на место другого человека, чтобы понять его.

— Дайте возможность другому человеку выговориться. Научитесь быть внимательным слушателем.

— Указывая на очевидные ошибки другого человека, начинайте разговор с подчеркивания его достоинств и положительных качеств. Делайте акцент не на личностных особенностях человека, а на фактах или явлениях.

— Никогда не критикуйте человека при посторонних, чтобы не унизить и не уязвить его самолюбие.

Чтобы добиться желаемого успеха в общении с пациентом, необходимо руководствоваться следующими этико-деонтологическими принципами:

— Беседу с пациентом начинать, назвав свое имя, отчество, должность и цель беседы. По возможности проводить ее с глазу на глаз, обеспечив тишину, обязательно напомнить о конфиденциальности беседы.

— Обращаться к пациенту по имени и отчеству, обязательно на «Вы». Переходите на «Ты», только если пациент сам предложит это.

— Во время беседы помнить о межличностной дистанции.

— Говорить четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия, но без заискивания, проверяя, правильно ли Вас поняли. Слушайте внимательно. Поощрять вопросы пациента.

— Нельзя обсуждать при пациенте посторонние проблемы, личные дела других сотрудников, других пациентов.

Работа медицинской сестры во фтизиатрическом отделении заключается в борьбе за жизнь пациентов. Медицинские сестры, работающие в таких отделениях, помимо обычной профессиональной подготовки и хороших деловых качеств, должны владеть дополнительными навыками по постановке пробы манту и использованию индивидуальных средств защиты, так как существует не малый риск заражения медицинского персонала в отделении микобактерией туберкулеза. Больные должны получать квалифицированную помощь, своевременный уход и доброжелательное отношение к себе, ведь многие из них могут счесть себя опасными для общества и не идти на контакт. Медицинская сестра должна помогать таким пациентам почувствовать себя частицей общества и не считать себя изгоями. Большое значение имеют правильная и четкая организация и порядок в отделении фтизиатрии. Наряду с чуткостью и внимательностью к больным должны иметь место умеренная строгость и четкость в работе.

1 Бейер, П. Теория и практика сестринского дела в двух томах: Учебное пособие. Пер. с анг. П.Бейер, Ю.Майерс, П.Сверинген и др. Под ред. С.В.Лапик, В.А.Ступина, В.А.Саркисова. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2012.

2 Горбунова Н. В. Социально-психологические особенности пациентов, больных туберкулезом / Н. В. Горбунова // Молодой ученый. – 2012, №11.

3 Двойников С. И, Карасева Л.А., Пономарева Л.А Теория сестринского дела /Учебное пособие. М.: ВУНМЦ, 2012.

4 Двойников, сл. Ситyационное обучение в сестринском деле: Учеб.пособие /С.И.Двойников, С.В. Лапик. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2014.

5 Денисевич Н.К. Сестринское дело / Н.К. Денисевич. – М.: Юрайт, 2014.

6 Заболеваемость населения России в 2013 году: статистические материалы. В 2 ч. – Ч. II. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2014.

7 Задворнова О.Л., Турьянова М.Х. Справочник медицинской сестры / О.Л. Задворнова, М.Х. Турьянова. – М.: ООО «Издательство Новая волна», 2014.

8 Здравоохранение в России: Стат.сб./ Госкомстат России. – М.: Юрайт, 2014.

9 Иодковский К.М., Хильмончик Н.Е. Высшее сестринское образование: состояние и перспективы развития / К.М. Иодковский, Н.Е. Хильмончик // Медицинская сестра на рубеже ХХI века Сб.научн.работ.- Гродно, 2014.

10 Корнишенка С.В. Профилактика и активное выявление туберкулеза в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Ежм журнал «Врач», 2007 № 8.

11 Медсестринская практика. Доклад комитета экспертов ВОЗ //Всемирная организация здравоохранения, Женева, 2014.

12 Межличностные аспекты сестринского дела. Пер. с англ. / Под общ.ред. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЕОТАР-МЕД 2011.

13 Никифоров А.С. Клиническая неврология / А.С. Никифоров. Учебник. В 3 томах. Т. II. – М.: Медицина, 2014.

14 Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец. – М.: Феникс. – 2014. – 510 с.

15 Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец. Практикум. Серия «Медицина для Вас» – М.: «Феникс», 2014.

16 Основы сестринского дела: учеб.пособие В.Р. Вебер, Г.И.Чуваков, В.А Лапотников и др. – Ростов-на-Д., 2014.

17 Основы сестринского дела: учебн. пособие /В.Р.Вебер, Г.И.Чуваков, В,А.Лапотников и др. – Ростов-на-Дону, 2012.

18 Основы сестринского дела: Учебное пособие / Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001.

19 Романюк ВЛ. и др. История сестринского дела в России / В.Л. Романюк, В.А. Лапотников, Я.А. Накатис. – СПб., 2013.

20 Рябчикова Т.В., Назарова Н.А. Сестринский процесс / Т.В. Рябчикова, Н.А. Назарова. – Иваново, 2012.

21 Рябчикова Т.В., Назарова О.А. Сестринский процесс / Учебное пособие. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2012.

22 Свиридова И.А., Чупрова Г.А. Внедрение новых сестринских технологий в практическое обучение и учреждения здравоохранения. – М.: Юрайт, 2013.

23 Сестринский процесс / Серия учебной литературы «Образование медицинских сестер». – 2011.

24 Сестринский процесс. Пер. с англ. / Под общ.ред. Г.М Перфильевой. – М: ГЭОТАР – МЕД., 2011.

25 Сестринское дело из века в век / Под ред. Б.Д. Минаева. – Ставрополь: СтГМА, 2013.

26 Сестринское дело. Профессиональные дисциплины: учеб.пособие – 2-е изд., перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

27 Сестринское дело: Учебник для студентов факультетов сестринского образования медицинских вузов /Под редакцией А.Ф.Краснова. – Самара: ГП «Перспектива», 2012.

28 Ситуационные задачи по клиническим дисциплинам для студентов факультета высшего сестринского образования /С.М.Безроднова, К.Г.Караков, Г.П.Былим и др. – Ставрополь, 2012.

29 Струков А.И., Соловьева И.П. Морфология туберкулеза в современных условиях. Москва. Медицина. 1996.

30 Туберкулез (учебное пособие). Ред. Васильев Н.А. М, Медицина, 1990.

Обязанности медсестры фтизиатрического отделения

В обязанности медсестры могут входить следующие задачи:

— заподозрить ТБ у больного с характерными жалобами и своевременно принять необходимые меры;

— обеспечить сбор качественного диагностического материала в виде мокроты для проведения микроскопического исследования, которое является основным методом диагностики и контроля лечения ГБ;

— обеспечить, чтобы каждый пациент, у которого наблюдается кашель с выделением мокроты более 2-3 недель, сдал 3 образца мокроты для проведения микроскопии на наличие кислотоустойчивых микобактерий (КУМ);

— передать собранный диагностический материал для проведения исследования в клинико-диагностическую лабораторию;

— назначить или направить больного на рентгенологическое исследование органов грудной клетки;

— направить пациента с подозрением на ТБ в учреждение специализированной ТБ службы для подтверждения диагноза и назначения лечения;

— объяснять пациентам, что ТБ излечим при регулярном приеме всех препаратов и соблюдении необходимой длительности лечения;

— поддерживать связь со специализированной ГБ службой, чтобы знать диагнозы пациентов, направленных учреждением ПМСП для установления диагноза и лечения;

— подчеркивать важность обследования семейных и иных близких контактов больных с положительным результатом микроскопии мокроты: следить, чтобы все контактные лица с характерной симптоматикой были обследованы, включая проведение туберкулина диагностики у детей;

— проводить санитарно-просветительную работу среди населения: рассказывать о признаках и симптомах ТБ, о причинах, по которым необходимо обращаться за медицинской помощью сразу после появления таких симптомов;

— осуществлять контролируемое лечение амбулаторных больных в фазе продолжения лечения под руководством специализированной ГБ службы;

— немедленно сообщать в специализированную службу о любых случаях досрочного прекращения лечения или возникновения сложностей в проведении непосредственного наблюдения за лечением;

— вносить данные о наблюдаемых больных во все основные формы отчетности, пока они не будут возвращены в специализированную службу;

— наблюдать за лицами из групп высокого риска развития ГБ в соответствии с нормативными документами своей страны;

— проводить вакцинацию и ревакцинацию БЦЖ, а также туберкулина диагностику у детей (в соответствии с нормативными документами своей страны).