Сыпят осадки

Физика города: как разгоняют тучи

Поделиться в социальных сетях:

Иллюстрация: Ольга Денисова

После зимних выходных в столицу вернулась весна. Солнце светит, на небе ни облачка. Но очень часто именно в тот день, когда ясная погода особенно нужна, например, в День Города или День Победы, небо сереет и льет дождь. Чтобы исправить ситуацию, ученые придумали способ разгонять облака. Как это происходит? Объясняет научно-популярный журнал «Кот Шредингера».

Для начала немного занудства: слово «туча» в большей мере литературное, нежели научное. С точки зрения метеорологии и белые барашки в погожий летний день, и хмурое небо поздней осенью – все это облака. Поэтому разгоняют именно дождевые облака, а про тучи в основном стихи пишут. Но это лирика.

Теперь про то, как же поправить погоду. Конечно, мощные фронтальные системы разогнать невозможно. Но предотвращать выпадение небольшого дождя на ответственном мероприятии люди научились.

Напомним, что облака формируются при определенном соотношении температуры и влажности. Перенасыщенный водяной пар начинает конденсироваться на пылевых частицах в атмосфере. Когда на частице формируется достаточное количество воды, капля падает. В общем, дождь – это результат свидания влажного воздуха и большого количества ядер конденсации.

Технология предотвращения дождя в нужный день в определенное время весьма проста. Нужно сделать так, чтобы облака отдали всю свою влагу накануне. Для этого в облаке искусственным образом повышают количество упомянутых выше ядер конденсации. А именно – рассыпают обычную цементную пыль. По крайней мере, в Московской области используют именно это средство.

Соответственно, синоптики накануне ответственного дня смотрят на синоптические карты и анализируют, какие облачные системы наиболее осадкоопасны. Затем ученые просчитывают, куда эти системы двигаются. Если облака держат путь на Москву, но еще находятся на дальних подступах – километрах в 100-150, то туда высылают военных летчиков.

Их задача – залететь в центр облака и засеять его цементной пылью. После того, как летчик вытряхивает в облаке мешок пыли, происходит быстрая суперконденсация, выпадают осадки. Облако продолжает движение, но уже обессиленное и обезвоженное.

Конечно, в качестве центров конденсации можно использовать не только цемент. Ученые считают, что наиболее эффективными ядрами для формирования дождевых капель являются нанокристаллы йодистого серебра. Однако это дорогое удовольствие, поэтому: «Мешок цементной пыли, пожалуйста».

О «Физике города»

Каждый день, просыпаясь утром, мы погружаемся в город, полный фактур, звуков и красок. Пока мы идем на работу и гуляем в парке, нам в голову приходит миллион вопросов о том, как же все вокруг нас устроено в этом огромном мегаполисе. Почему небоскребы не падают? Чем отличается кровь горожанина от крови жителя деревни? Выше какого этажа не стоит жить и почему?

Мы предложили коллегам из журнала «Кот Шредингера» дать ответы на наши вопросы и разъяснить, чем опасно обилие городского освещения, как наше дыхание может навредить окружающим и из-за чего люди болеют зимой. Так появился проект «Физика города». Новые вопросы и новые ответы ищите на нашем сайте по понедельникам и четвергам.

Битва с облаками: Разгон облаков

Точнее говоря, Бернард Воннегут был лишь одним из американских ученых, работавших в этой области. Другой исследователь — физик Винсент Шефер — экспериментировал с искусственно созданным в камере переохлажденным (то есть состоящим из находящейся при минусовой температуре, но не принявшей кристаллическую форму водяной взвеси) облаком. Чтобы заставить воду изменить агрегатное состояние, он «вдувал» в облако мелкодисперсные вещества (соль, тальк, пыль), частички которого могли стать центрами кристаллизации. Но почему-то никак не становились. Наконец Шефер, решив, что температура в камере недостаточно низка, бросил туда кусочек сухого льда (замороженного углекислого газа CO2) и… в насыщенном влагой воздухе заклубился густой сизый туман, а затем пошел снег. Капельки воды самопроизвольно кристаллизовались и выпали в виде осадка. Эффекта с аналогичным результатом, но несколько иной природой (об этом мы скажем позже) добился и Бернард Воннегут — правда, с помощью не сухого льда, а йодистого серебра (AgJ). Эти два лабораторных эксперимента были проведены в 1946 году (теоретические работы велись как в США, так и в других странах еще с начала XX века). 13 ноября того же года шесть фунтов сухого льда распылили с самолета над облаком, плывшим вдоль склонов горы Грейлок в Восточном Массачусетсе. Облако просыпалось снегом. Так был сделан первый шаг в области активного воздействия на атмосферные процессы.

От Чернобыля до Венеции

«Первые практические работы по воздействию на погоду начались в СССР еще в 1960-х, — рассказывает директор Автономного некоммерческого объединения (АНО) «Агентство атмосферных технологий» Виктор Петрович Корнеев, — и так исторически сложилось, что наиболее активно у нас развивались технологии искусственного уменьшения осадков. Еще в первой половине 1980-х годов при Мосгорисполкоме создали экспериментальную производственную лабораторию, которой, в частности, было поручено добиться уменьшения количества выпадающего над столицей снега, — руководители города хотели сэкономить на уборке и вывозе. Кроме того, в дни парадов и демонстраций 1, 9 мая и 7 ноября организовывались работы по улучшению погодных условий. Для этого нужно было сделать так, чтобы ‘предназначенные’ Москве облака пролились дождем где-то за пределами кольцевой автодороги».

Особым этапом стала ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Тогда была поставлена задача не допустить смыва в Днепр и Припять радиоактивной пыли, укрывающей почву в зоне катастрофы. При помощи специальных реагентов пыль удалось связать, предохраняя ее от развеивания ветром. Но потоки дождя представляли серьезную опасность. На борьбу с дождевыми облаками были отправлены транспортные самолеты Ан-12 и даже дальние бомбардировщики Ту-95, вылетавшие к Чернобылю с аэродрома Чкаловский.

В те времена строились большие планы. Например, прорабатывался проект восстановления водозапасов Аральского моря за счет увеличения уровня осадков в горах, откуда берут начало питавшие умирающее море реки Сырдарья и Амударья. Но с распадом СССР научно-исследовательские работы в этой области резко сократились. Правда, как выяснилось, российские технологии оказались весьма интересны некоторым зарубежным партнерам. В 1990-х работы по увеличению осадков проводились в Сирии, а уже в последнее десятилетие — в Иране. Наши эксперты также участвовали в проекте рассеивания туманов на ключевых участках автострады Венеция-Триест (Италия) и передавали опыт китайским коллегам накануне пекинской Олимпиады-2008.

Бороться с облаками и туманами периодически приходится и в России. В 1995—1997 годах возможностью увеличить количество осадков заинтересовалось правительство Якутии. Коротким, но жарким сибирским летом эта республика испытывала недостаток влаги на пастбищах, что создавало проблемы местным животноводам. Как рассказывает В.П. Корнеев, прибывших в Якутию московских специалистов встречали представитель районной власти, сотрудник Института проблем Севера и местный шаман, весьма глубокомысленно изложивший собственную точку зрения на круговорот воды в природе. Однако наиболее известным и самым востребованным направлением работы АНО «Атмосферные технологии» и их коллег из Центральной аэрологической обсерватории по‑прежнему остается то, что в народе называют «разгоном облаков» над крупными мегаполисами, и прежде всего над Москвой.

Воспитание холодом

В основе почти всех способов воздействия на гидрометеорологические процессы лежит использование неустойчивого состояния облачной атмосферы. Прежде всего речь идет о фазовой неустойчивости облачной воды — это, как уже говорилось, присутствие в облаках, находящихся выше нулевой изотермы (так называют высоту, где атмосфера «переходит» через температуру в 0°С), мелких капелек влаги, которая продолжает оставаться жидкостью, несмотря на отрицательную температуру (до -40°С) окружающего воздуха. Чтобы вызвать осадки, требуется заставить эту воду кристаллизоваться.

Сделать это можно двумя способами: либо резко охладить облако, принудив капельки переохлажденной влаги к самопроизвольной кристаллизации под действием резкого охлаждения (для этого применяются хладагенты), либо внести в него центры кристаллизации.

Самыми популярными хладагентами уже многие десятилетия остаются сухой лед, с которым экспериментировал еще Винсент Шеффер, и жидкий азот (N2). Температура испарения для твердого углекислого газа составляет -78°С, а для жидкого азота -169°С. При всех своих плюсах хладагенты имеют ряд недостатков, поэтому иногда применяется реагент, имеющий иной механизм действия, — йодистое серебро (AgJ). Кристаллы этого вещества практически изоморфны кристаллам льда и прекрасно выполняют функцию центров кристаллизации для воды и пара. Этот эффект как раз и был открыт Бернардом Воннегутом, так что йодистое серебро можно считать отдаленным прототипом «льда-девять» из романа «Колыбель для кошки».

Как только в переохлажденном облаке появляются кристаллы, они тут же «съедают» окружающий пар; давление вокруг поверхности кристалла падает, что заставляет испаряться жидкую влагу в облаке; пар снова поглощается растущим кристаллом и т. д. Тяжелеющие кристаллы силой притяжения Земли увлекаются вниз. Этим методом возможно также предотвратить формирование больших капель переохлажденной воды, которые рано или поздно способны превратиться в крупный град. Кроме того, применение реагентов, формирующих кристаллы из переохлажденной жидкости, может не только вызвать осадки, но и… задержать их. Если произвести «перезасев» облака реагентами, то из-за возникновения слишком большой концентрации ядер кристаллизации осадкообразование будет замедлено. Так что у «специалистов по хорошей погоде» всегда есть выбор: заставить облако пролиться дождем, до того как ветер погонит его над защищаемой территорией, или, напротив, «перезасеять» его, чтобы дождь прошел уже после того, как туча уйдет прочь. Как правило, второй метод применяется в отношении фронтальной облачности.

Для каждого из типов реагентов существует своя технология диспергирования, или «засева». Гранулы «сухого льда» размерами от 0,2 до 2 см получают непосредственно на борту самолета путем дробления промышленных брикетов. Эту ледяную крошку рассеивают над облаками с помощью бункерных или шнековых устройств.

Для кристаллизации облачной воды жидким азотом применяются жидкоазотные самолетные генераторы мелкодисперсных частиц льда ГМЧЛ-А. Под давлением жидкий азот подается в установленный за бортом самолета распылитель и выводится в атмосферу, создавая там «факел» глубоко охлажденного воздуха с температурой -90°С. Попадающая в него вода мгновенно кристаллизуется.

Для засева облачности аэрозолем йодистого серебра используются пиропатроны, которые отстреливаются специальными автоматическими устройствами.

Цементированное небо

Еще в 1950-х годах, на заре советских экспериментов по активному воздействию на атмосферные процессы, перед исследователями встала проблема. Спустя лишь несколько минут после распыления реагентов экипаж самолета уже затруднялся опознать обработанное облако среди множества других похожих. А без этого было нелегко отследить эффективность работ и не допустить повторного засева. Решение нашлось в одной из многочисленных в те времена керосинных лавок. Там была куплена синька — порошок, широко использовавшийся хозяйками для легкого подкрашивания постельного белья при кипячении и стирке. Предполагалось, что если вместе с реагентами распылить над облаком синьку, то на нем появится голубоватое пятно, которое сыграет роль метки. Однако когда дело дошло до практических опытов, выяснилось, что облака, на которые высыпали синьку, через некоторое время просто исчезали, диссипировались. Возникшее поначалу разочарование вскоре сменилось радостью открытия. Ведь, как оказалось, был найден новый способ воздействия на атмосферу — динамический.

В основном он применяется в борьбе с кучево-дождевыми облаками вертикального развития (конвективными облаками). Эти тучи, растущие вверх высокими «башнями», можно разрушать с помощью той же самой энергии атмосферной неустойчивости, которой обусловлено их возникновение. Попросту говоря, восходящему потоку воздуха, в результате которого растет конвективное облако, надо противопоставить встречное движение, которому по силам это облако разрушить. Такое движение можно создать, сбросив грубодисперсный порошковый реагент со свойствами адсорбента. Это может быть, например, соль или, что чаще всего применяется в отечественной практике, цемент. Набухая от влаги, тяжелый порошок пробьет облако, увлекая вслед за собой капельки воды. Распыление цемента применяется не только в борьбе с конвективными облаками, но и для воздействия на так называемые теплые облака, находящиеся ниже нулевой изотермы. Против них кристаллизующие реагенты бессильны — даже имеющий самый высокий температурный порог активности жидкий азот может работать при температуре облачной среды не выше -0,5°С.

Применение цементного порошка в качестве реагента вызывает обеспокоенные вопросы у широкой публики — не надо ли нам всем надевать респираторы, когда на праздники делают хорошую погоду? «Для органов дыхания распыление цемента не несет никакой опасности, так как после обработки облаков концентрация частиц порошка в воздухе, и так перенасыщенном аэрозолями, ничтожна — всего 1−2 частицы на м3», — успокаивает нас В.П. Корнеев. И все же признать этот способ на 100% безопасным нельзя. Дело в том, что порошковый реагент сбрасывают с самолета в виде картонных и пенопластовых контейнеров размером 26 х 26 х 38 см и массой 25−30 кг. Контейнер предусматривает автоматическое принудительное раскрытие, после чего распадается на фрагменты, безопасные для людей и строений. Однако 12 июня 2008 года, когда по случаю Дня России проводились мероприятия по обеспечению солнечной погоды в Москве, крышу частного дома в Нарофоминском районе Московской области пробил нераскрывшийся контейнер с цементом. К счастью, никто не погиб, однако всем пришлось лишний раз убедиться, что безотказной техники не бывает.

Ознакомьтесь так же:  От солнечных ожогов в тайланде

Для содержания дорог сыпят тоннами песок

Очередной снегопад, который в Хабаровске ждали на текущей неделе, до сегодняшнего дня притормозил. Тем временем службы благоустройства города практически разгребли последствия предыдущего. Но продолжают сыпать, сыпать и сыпать на дороги соль, песок и другие противогололедные материалы. Казалось бы, зачем? Снега-то нет. Магистральные дороги вычищены до асфальта.

— Дело в том, что при движении автотранспорта, который куда теплее окружающей среды, конденсируется влага и оседает на дорожном покрытии. Образуется тонкая ледяная пленочка — самый настоящий гололед, — разъясняет и.о. начальника отдела благоустройства управления дорог и внешнего благоустройства администрации Хабаровска Людмила Ананенко. — Боремся мы с этим явлением разными средствами. Их выбор зависит от температуры воздуха.

Если мороз небольшой и позволяет расплавленной ледяной пленке высохнуть — рассыпают реагент. А при крепком морозе используются техническая соль, песко-соляная смесь, а то и чистый песок.

Только за минувшие сутки на улицы города было высыпано 167,4 тонны песко-соляной смеси. На этой неделе мороз окреп и реагенту пришлось ждать своего часа на складе. На уборке дорог, дворов и улиц краевого центра вчера днём работало 110 единиц техники предприятий благоустройства и привлечённой техники. Ночью вышло 34 единицы техники. С магистральных улиц вывезено 983 кубометра снега.

— Снег вывозится с тех дорог, по которым движется общественный транспорт, — уточняет Людмила Николаевна. — Второстепенные же улицы расчищены, снег складирован на обочины. Ежедневно грейдер отправляется для удаления где-либо снежного наката. Увы, но он образуется несмотря на отсутствие снегопада. Частенько снег надувает ветер с окрестных крыш, с обочин дорог, с газонов. А при постоянном потоке транспорта накат появляется очень быстро.

Как сообщила Людмила Ананенко, с момента первого снегопада, а он обрушился на Хабаровск в ночь на 7 ноября, и до 12 декабря на дороги города высыпано 199 тонн реагента, 8706 тонн песко-соляной смеси, 132 тонны чистого песка, 132 тонны соли. Как показывает опыт, такое количество противогололедных материалов город может потратить и за неделю. Все зависит от количества и интенсивности осадков.

Напомним, что ещё до первых снегопадов начальник управления дорог и внешнего благоустройства администрации Хабаровска Олег Гроо говорил, что закуплено 554 тонны технической соли, 600 тонн противогололедного реагента и 28 тысяч тонн песка. Кроме того, в этом году на пробу приобретено почти 130 тонн смеси «бионорд-подъем».

Это та самая смесь, в состав которой входит вещество, похожее на мраморную крошку. Она, в отличие от гранодиоритовой, под колесами автомобилей крошится и превращается во что-то, похожее на мел. То есть для лобовых стекол сзади идущих автомобилей безопасна. Этот материал уже применялся на дорогах города в небольших количествах. Пока о его эффективности нареканий у специалистов нет.

Но несмотря на все усилия служб благоустройства, горожанам по сей день приходится героически преодолевать скользкие дороги внутри жилых кварталов. Неужели по графику расчистки у городских служб благоустройства до них пока не дошли руки?

— Мы внутриквартальные проезды содержать не должны. Финансирование на эти цели нам не выделяется, — огорошила Людмила Ананенко. — По правилам благоустройства Хабаровска их должны содержать управляющие компании. А те чистят только проезды во дворах и пешеходные дорожки от подъездов. А дороги между дворами стоят нетронутые. Говорят, что средств на это у них нет. Жильцы платят только за содержание своих придомовых территорий. В квартале, где я живу, точно такая же картина. Это, конечно, не очень приятно, но городские службы вынуждены содержать дороги в пределах выделяемых средств.

А городской бюджет выделяет на содержание дорог немногим более более 1 миллиарда рублей в год. И это на все про всё: сметание песка весной, заделку ям и трещин после зимы, поливку-помывку-подметание летом, противогололедные материалы и расчистку снега зимой.

— Выделяемые средства — это всего лишь треть от потребности, — считает заместитель начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации Хабаровска Олег Грабков. — В городе разработаны и действуют нормативные документы: сколько раз требуется чистить дороги каждой категории и какие технические параметры при этом соблюдать. Их и соблюдаем.

— На самом деле ситуация с содержанием межквартальных и внутриквартальных проездов сложилась непростая. Управляющие компании регулярно сталкиваются с этой проблемой, — соглашается директор объединения управляющих компаний — СРО НП «ЖКХ-Групп» Борис Гладких. — Кто должен чистить тот или иной проезд, сразу не скажешь. Для начала нужно выяснить в комитете по управлению округом, кому принадлежит дорога.

Проезд может относиться к придомовой территории — тогда за его содержание отвечает управляющая компания или ТСЖ. Дорога может принадлежать городу, действующему предприятию или, что хуже всего, уже недействующему предприятию. Тут и спросить, получается, не с кого.

— В любом случае если граждане ежедневно ходят или ездят по опасной для здоровья дороге, писать об этом следует в комитет по управлению того округа, где дорога расположена, — советует Борис Гладких. — И как показывает практика, власти города выяснят, чья дорога, и примут меры. Если потребуется, привлекут надзорные за соблюдением законов органы.

Может ли Москва зимой отказаться от реагентов на дорогах

На московские дороги и тротуары, которые «непонятно чем посыпают», жалуются все, кто ступает по этим дорогам. Кто-то и вправду сапоги испортил, а кто-то за компанию, из солидарности, так сказать, с возмущенными гражданами.

— Идешь, и под ногами каша! Штаны пачкаются! Катышки этих реагентов в ботинках застревают. На улице -20 — и лужи! — митингует в лифте мой сосед. — Ребятня играет в снегу, где-то во дворе, и там насыпали. Неделю-две походил — обувь хоть выбрасывай. Запретить надо эту химию. А они сыпят и сыпят!

Тема реагентов — вечная, но почему же коммунальщики не отказываются от этого неоднозначного способа сделать дороги чистыми?

ЗАЧЕМ НА ДОРОГИ СЫПЛЮТ ХИМИЮ

Многие уверены, что дорожные (и тротуарные) реагенты используют, чтобы просто растопить снег. Сугробы исчезнут сами собой, а лужи стекут в канализацию — тогда и убирать ничего не надо.

— Все не так, — заявили в столичном Департаменте ЖКХ . — На асфальте быстро образуется так называемый накат — это очень плотный снег, который спрессовали и отполировали автомобильные шины. Накат почти такой же скользкий, как и лед, только убрать его крайне сложно — ни щетки, ни скребки коммунальной техники не справляются. Уборочные машины не могут проехать по всем улицам одновременно, поэтому мы используем реагенты, чтобы снег остался рыхлым до того момента, как его сметут.

— А как быть с тротуарами?

— Пешеходную часть просто так реагентами и не обрабатывают. Сначала с тротуара сметается большая часть снега. Потом мы используем состав, в который входят пищевая соль, мраморная крошка и соль муравьиной кислоты. Соль и муравьиная кислота нужны, чтобы расплавить остатки снега и лед. Крошка потом создает шершавый белый слой на асфальте.

Одна беда — на дороги реагенты наносят машины (с системой точной дозировки), а на тротуары средства рассыпают дворники. Неудивительно, когда кучи щебенки лежат в одном месте, посреди прохода. Значит, кому-то лениво было рассыпать все равномерно.

ПОЧЕМУ НЕ ГРАНИТНЫЙ ЩЕБЕНЬ

На днях депутат петербургского Заксобрания Виталий Милонов предложил использовать вместо реагентов одну гранитную крошку. Но в Москве от нее уже отказались, хотя еще несколько лет назад этот твердый щебень использовали.

Выяснилось, что твердый гранит попадает в эскалаторы и ломает их. Тогда коммунальщики решили посыпать тротуары мраморной крошкой (что они делают до сих пор). Мрамор гораздо мягче.

Но вот совсем без реагентов на пешеходных зонах не обойтись. Простая крошка без всего буквально тонет в снегу и перестает работать.

А ЕСЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЛЬ ИЛИ ПЕСОК

Эти два самых дешевых реагента применялись в столице аж с XIX века по 2001 год. Их любили коммунальщики за дешевизну и относительную эффективность. Но, увы, недостатки в итоге перевесили достоинства.

Экологи установили, что чистая соль быстро отравляет почву. Раньше за сезон на 1 кв. метр асфальта высыпали до трех кило соли. Большая часть ее потом оказывалась на земле. В сухую погоду соль выступала кристаллами и превращалась в пыль. Потом она оседала на проводах и разъедала их.

Песок, конечно, самый экологичный материал. Но он быстро забивает стоки, а прочистка их потом занимает много времени и денег. Сейчас песок используют на загородных магистралях.

ЧТО ПРИМЕНЯЮТ

На городских улицах используют аж четыре разных вида средств. Жидкий реагент применяют везде. Есть еще три твердых состава — они используются на разных дорогах только в паре с жидким реагентом.

Жидкий реагент для всех улиц. На 5 — 6% состоит из пищевой соли, на 22 — 23% — из хлористого кальция (натуральный материал, быстро плавит снег), остальное — вода.

Состав используют за два часа до снегопада. Он не позволяет снегу прилипнуть к асфальту. Если выпадает больше 5 сантиметров осадков, коммунальщики подметают дороги и поливают их еще раз. Реагент работает при температуре до минус семи градусов.

Твердый реагент для обычных улиц. На 80% состоит из пищевой соли и на 20% — из хлористого кальция. Состав работает, пока температура не опустится ниже минус 15 градусов. Его используют только в паре с жидким реагентом.

Твердый реагент для скоростных магистралей. На две трети состоит из пищевой соли, остальное: соль муравьиной кислоты, хлористый кальций и хлористый калий (удобрение для почвы). Быстро плавит снег и лед при самых низких температурах. Нужен, чтобы не было пробок на МКАД и ТТК. Реагент используют только в паре с жидким составом.

Твердый реагент для скоростных магистралей с озеленением. Состав похож на средство для скоростных магистралей, только экологичного хлористого калия тут в два раза больше. Самый дорогой реагент.

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Если не обрабатывать дороги, Москва встанет

И все-таки можно ли без всей этой химии в столице обойтись? Во многих городах реагенты не применяют. И их жители тоже жалуются на ужасное состояние дорог и тротуаров. В минувшие новогодние праздники мне повезло побывать в Ижевске и Нижнем Новгороде . В Ижевске «экологичные» тротуары без химии похожи на полигон для испытания танков. Идти приходится, перебираясь с одного горба на другой. В Нижнем голый асфальт покрывается коркой льда и превращается в каток.

Москвичи недовольны слякотью под ногами и на дорогах. Но все специалисты, к которым мы обращались, едины во мнении — без обработки химией столицу ждет транспортный коллапс.

— Движение в Москве после недавнего сильного снегопада уже остановилось, — говорит депутат Госдумы Максим Шингаркин . — Пока дороги не почистили, автомобили не поехали. Можно убирать снег с улиц так, как это делают в провинции — там по асфальту просто скребут железным ковшом. Но это заканчивается регулярными ремонтами покрытия. В столице температура часто колеблется в районе ноля градусов — то чуть теплее, то холоднее. Без реагентов это привело бы к бесконечному образованию льда на улице и, как следствие, массовым ДТП . Одним словом, если водители хотят ехать по дорогам, а не стоять, нужны реагенты. Если пешеходы не хотят падать на тротуарах, нужны реагенты.

Между тем в Дептрансе посчитали, что сильный снегопад или ливень снижает пропускную способность дорог на треть! Машины начинают ехать медленнее из-за плохой видимости, случаются мелкие ДТП, все это приводит к массовым пробкам.

— Улицы можно чистить без химии, но тогда нам надо увеличить количество коммунальной техники, — говорит Норайр Блудян, член общественного совета Дептранса, завкафедрой «Автомобильные перевозки» МАДИ. — И запретить легковушкам выезжать на дороги, чтобы они не мешали уборке. Но это же абсурд! Абсолютно ясно — при нынешнем количестве авто на улицах, при нынешнем количестве уборочных машин убрать снег с дорог без реагентов не выйдет.

ДРУГОЙ ОПЫТ

В Петербурге отказались от химии на дорогах

Однажды в студеную зимнюю пору я из дому вышел и. в сугробе увяз. Так теперь шутят петербуржцы. Реагентам здесь объявили бойкот.

Прошлой зимой в Петербурге дороги щедро сдабривали какой-то химией.

— В этом году от реагентов мы отказались. Упор сделали на вывоз снега, — объясняет председатель комитета по благоустройству Петербурга Владимир Рублевский. — Только очень скользкие участки обрабатываем песко-соляной смесью. (подробности)

Читайте также

Сергей Собянин: В новом году на ВДНХ откроем парк аттракционов, а на ЗИЛе начнем строить набережную

Мэр Москвы рассказал «Комсомольской правде» о самых важных грядущих событиях и изменениях в жизни столицы [инфографика]

«Впервые в России»: жрец из Екатеринбурга избежал судимости после декриминализации статьи за репосты

Еще недавно Владимира Сергу обвиняли в экстремизме

С 9 января подорожал проезд по новой Ленинградке

Прежние тарифы прибавили в цене 50 рублей

Ознакомьтесь так же:  Питание при витилиго при лечении

Штраф за неоплату парковки в Москве вырос в два раза

Ранее в столице увеличились и цены за стоянку на центральных улицах

Что подорожало в Москве с 1 января 2019 года: Раскошелимся по полной на воду, свет и за билет

После боя курантов у горожан выросли расходы на жизнь

Вооруженных ОМОНовцев послали в Чечню за мандаринами

МВД Северного Кавказа проверяет видео скандальной поездки [видео]

Портрет Калашникова, Эйфелева башня и рождественская открытка: какие картины нарисовал на снегу дворник-художник из Ижевска

Предлагаем посмотреть подборку рисунков Семена Бухарина [фото]

Сбил лося — заплатил 40 тысяч, даже если виноват лось

Во Владимирской области сохатые выходят на дорогу прямо перед машинами

Что русскому хюгге? Как влиться в рабочий процесс после новогодних праздников и не сойти с ума

Призываем на помощь философии спокойствия разных народов и выясняем, чем они могут помочь одуревшему от безделья организму

Пара из Новороссийска, спасенная капитаном Христосом, поженилась

Чудом не погибшие во время шторма Михаил и Надежда поняли, что их свела судьба [фото]

Сергей Собянин: В новом году на ВДНХ откроем парк аттракционов, а на ЗИЛе начнем строить набережную

Мэр Москвы рассказал «Комсомольской правде» о самых важных грядущих событиях и изменениях в жизни столицы [инфографика]

Поступление в вуз: на что ориентироваться абитуриенту-2019

Вместе с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым разбираем итоги мониторинга российских институтов и университетов

Геннадий Онищенко: Минус 27 — мороз привычный. Одевайтесь теплее и «для сугрева» не выпивайте — а то отморозите некоторые части тела

С такими советами экс-главсанврач России, а ныне депутат Госдумы выступил в эфире Радио «Комсомольская правда» [аудио]

Папа спасенного из-под завалов в Магнитогорске Вани Фокина: Спасибо всем, кто нас поддерживает

Врачи столичного НИИ заявляют, что восстановление малыша будет долгим

Как Москва гуляла в новогодние праздники: очереди на канатную дорогу, бесплатный чай, а Дед Мороз потерял бороду

Чем запомнятся новогодние праздники в столице

«Она меня взяла за шкирку и выкинула»: кондуктор выгнала из автобуса 16-летнюю девушку, не уступившую место пенсионерке

Студентка новосибирского техникума и ее папа в ответ написали заявление в прокуратуру с просьбой наказать кондуктора и водителя

Возрастная категория сайта 18+

Жители Пензы жалуются на дорожный реагент (видео)

» data-title=»Жители Пензы жалуются на дорожный реагент — Пенза-пресс, рунет за день»>

Песок или соль? Водители Пензы стали чаще жаловаться на то , что на городских дорогах снег не убирают , а растворяют специальными реагентами. Из-за этого кузов автомобилей быстрее изнашивается. Но у коммунальщиков есть контраргументы.

Ближайшие дни в Пензе не будет морозов , столбик термометра сравняется с отметкой в минус шесть градусов , но осадки синоптики обещают. Так что специалистам муниципального предприятия « Пензадормост» в выходные придется поработать. Правда при малых объемах выпавшего снега эффективней снегоуборочной техники выглядит практика посыпки дорог пескосоляной смесью и минералом под названием галит , о котором не очень лестно отзываются пензенские водители.

« Реагенты влияют на кузов и обувь. Лучше , конечно , чтобы чистили , особенно во дворах , потому что тяжело проехать», — рассказала жительница Пензы Елена Семенова.

« Машина из Москвы , там больше обрабатывают , чем у нас , она вся сгнила. Если бы в деревне не сыпали , проходила бы лет 20», — сказал водитель Павел Агафонов.

У владельцев иномарок — не такая острая проблема с коррозией металла , но некоторые неудобства испытывают и они — чаще приходится загонять машину на автомойку.

Недовольство использованием реагентов граждане высказывают и на страницах интернет-площадок. На сайт портала « Пенза-Пресс» в разделе « Жалобная книга» появилось сообщение с целым рядом вопросов.

В департаменте ЖКХ Пензы констатируют , галит сыпят во многих городах , это общераспространенная практика , которая вызвана не целью повредить машины , а соображениями безопасности.

« При достижении температуры минус два-четыре градуса , и выпадении полмиллиметра осадков , на дорогах образуется ледяная пленка , и в соответствии с этим , мы делаем посыпку , исключительно для безопасности людей и чтобы избежать ДТП», — прокомментировал и. о. директора департамента ЖКХ Пензы Денис Леонтьев.

В Пензе ставку на галит стали делать с 2016 года. Сейчас им посыпают больше половины имеющихся в городе мостов , путепроводов и магистралей. И с каждым годом наращивают масштабы. Возможно. не за горами время , когда реагент появится на всех дорогах города. Ведь он полностью растворяется , в отличие от песка , который оседает на обочинах и весной заставляет коммунальщиков делать лишнюю работу , сообщает телеканал « Экспресс».

Подпишись на специальную рассылку новостей ИА «Пенза-Пресс»

Как разгоняют облака

01. Ждать пока начнутся работы пришлось долго, что бы скоротать время споттил вертолёты.

05. Ми-8 в большом количестве.

10. Сотрудники пресс-службы ВВС РФ и небольшая группа журналистов: выдвигаемся к площадкам, где стоят самолёты, которые будут осуществлять метеорологический контроль и при необходимости выбрасывать реагенты для ликвидации облачности.

11. Всего в работе по обеспечению благоприятных метеоусловий участвует до 10 транспортных самолётов Ан-12 и Ан-26.

12. Пока ждем начала движухи, отправился лазить по самолёту.

13. Вход в кабину. Юмор экипажа.

14.Ан-12 первый раз взлетел в 1957 году. Производился серийно до 1973 года. Так что тут всё «олдскульное», никаких модных ЖК экранов.

15. Кабина штурмана. Наверно, тут самый лучший обзор. Давно мечтаю поснимать из такой кабины в полёте.

18. Приборная панель высокая, из за неё мало чего видно даже человеку высокого роста. В прочем, для этого есть штурман.

20. Место бортинженера?

21. Угадайте, что это )).

22. Кислородные баллоны: самолёт взлетает на высоту до 9000 метров, некоторые реагенты выбрасываются через открытый люк, при этом экипаж использует кислородные маски.

27. Бывшая кабина стрелка. Ан-12 изначально военный транспортный самолёт.

29. Кабина штурмана.

32. Наконец началось движение: к одному из самолётов подъехал грузовичок и от туда начали что-то выгружать.

33. Это были баллоны с жидким азотом, одним из используемых при разгоне облаков реагентов.

34. Баллон подключают к «генератору мелкодисперсионных частиц льда». Наружу борта выведена трубка-распылитель. Под давлением через нее выбрасывается струя глубоко охлажденного воздуха, температурой -90°C, влага из которой состоит облако при этом кристализуется и выпадает в виде осадков.

35. Следом загружают коробки с цементным порошком. Их выбрасывают с большой высоты вручную над областью кучевых облаков вертикального развития.

36. При падении такая коробка раскрывается и содержащийся в них цемент рассыпаясь выполняет две функции: во-первых создает силу, обратную восходящим потокам воздуха, за счёт которой такие облака развиваются вверх, во-вторых частицы этого порошка собирают влагу, тяжелеют и увлекают за собой капли воды, вызывая осадки и разрушая таким образом облако.

37. Этот метод используется не только против «высоких» кучевых облаков, но и против так называемых теплых: жидкий азот неэфективен при температуре окружающей среды выше -0,5°С.

38. Облака можно не только заставить пролиться дождём. Если переборщить с реагентами, они будут держаться дольше обычного. Иногда так поступают, если есть риск того, что при разгоне осадки случатся как раз там где не надо, но больше вероятности того, что ветер умчит перенасыщенные реагентами облака подальше от «охраняемой» территории.

40. После загрузки приехали заправщики.

41. Самолёты могут находиться в воздухе до 9 часов.

42. Погода осадков не предвещала, но несколько самолётов-разведчеков всё равно должны были находиться в воздухе 9 мая, что бы до праздничного салюта исключить даже малейшую вероятность осадков.

49. Погрузили, заправили, теперь можно и отдохнуть.

50. Самолёты вылетают в 4 утра следующего дня.

54. Всем спасибо за внимание, с вами был Роман Вуколов «Человек с камерой» )).

***
Спасибо пресс службе ВВС РФ за возможность.

***
Некоторые кадры сняты с объективом Tokina 16-28mm f2,8, любезно предоставленным мне на тест Kenko-Tokina.

Если вам понравился этот репортаж, возможно вас заинтересуют похожие посты:
Борьба аэропорта Домодедово со снегом и льдом
Ан-124-100
Санитарная обработка вагонов метро
. а так же смотрите теги к этой записи!

  • копипастеры, если хотите утащить, пожалуйста указывайте ссылку на эту запись или на блог
  • фотожаберы, тоже буду благодарен если поставите ссылку на первоисточник
  • по поводу использования оригиналов фотографий обращайтесь

Соль — хорошо, страховка — надежней

Минувшая зима в Берлине лютовала не на шутку. 20-сантиметровый снежный покров пролежал пять недель. Эти нечаянно-негаданно возникшие обстоятельства осложнили жизнь не только берлинскому предприятию по уборке города, но и владельцам автотранспорта, пешеходам.

Ощутил на себе напасти стихии и городской бюджет. Ведь само предприятие, дополнительные рабочие часы временных сотрудников и материал для посыпания дорог оплачиваются на четверть из средств федеральной земли Берлин. Остальное должны выложить собственники близлежащих к улицам территорий, в основном владельцы домов. А если это многоквартирный дом — собственник дома просто повышает квартплату квартиросъемщиков.

Снегоуборочных машин в Берлине нет, и снег за пределы города никогда не вывозится. А вот прошлой, суперснежной по местным понятиям зимой две тысячи сотрудников предприятия сутки напролет выезжали на чистку улиц. В их ведении находятся почти 20 тысяч километров — расстояние от Берлина до Боливии, шутит Бернд Мюллер. Но даже прошлой зимой снег на проезжей части, как и всегда, моментально убирался.

Посыпать же улицы реагентами в Германии по природоохранным соображениям запрещено. Вместо этого в ход идет. обыкновенная соль. Ее поставляют снегоуборщикам несколько горнодобывающих предприятий. Вот уже на протяжении нескольких лет к соли подмешивается щелочь. Это нужно, чтобы соль приняла полужидкую форму и ее не развеял ветер. Поэтому даже официальное название у нее — «жидкая соль». Дозировка производится электронным путем. Специальный микрокомпьютер в машине рассчитывает количество щелочи, которая должна попасть на «тарелку» с солью, готовой к посыпанию. Однако и соль разрешается применять только на дорогах, по которым ходит общественный транспорт. Ее пагубное влияние на окружающую среду однозначно доказано. Берлинский сенат (правительство) разработал строгие предписания по защите растений и грунтовых вод. Поэтому на один квадратный метр разрешается высыпать всего лишь дозу, равную одной маленькой столовой солонке, — максимально 25 граммов. Причем применять соль разрешается, только когда идет снег.

На всех других улицах, а также автобанах и федеральных трассах соль рассыпать строжайше запрещено. За это штрафуют. Поскольку посыпать или не посыпать пешеходные дорожки и прилегающие улицы решают владельцы земельных участков, на них и ложится вся ответственность. Как правило, они прибегают к помощи частных фирм. Вместо соли разрешается сыпать мелкие камешки или песок.

Перед своими домами бюргеры сами усердно очищают улицу от снега. Каждый немец знает: если кто-то поскользнется на тротуаре перед домом и что-нибудь там себе сломает, платить за ущерб придется владельцу территории. Проезжую часть улиц без общественного транспорта обычно никто не посыпает. Так что вся ответственность ложится на водителей автомобилей. Они должны ехать осторожно и вовремя подумать о замене покрышек. После многочисленных аварий на скользких улицах прошедшей зимой правительство законодательно обязало водителей менять покрышки на зимние. За нарушение предусмотрен штраф — 40 евро.

С цепью по жизни

Особенности довольно мягкой зимы на большей части территории США дают возможность большинству американцев даже не задумываться о смене автомобильных покрышек на зимний период.

Впрочем, в северной части страны, например в штатах Аляска или Вашингтон, полиция все же рекомендует водителям в добровольном порядке запастись шипованной резиной или цепями на колеса.

Любопытно, что в шести американских штатах, включая курортные Гавайи, ездить на шипах запрещено вовсе. А в семи совершенно других штатах, в том числе почему-то и в жарком Нью-Мексико, бороздить дороги зимней шипованной резиной можно хоть круглый год. Во всех остальных административных территориях Америки правила использования шиповки устанавливаются к конкретным датам.

Как рассказали «РГ» в управлении транспорта штата Вашингтон, использование зимней шипованной резины здесь возможно при наличии такого желания у водителей и только в период между 1 ноября и 31 марта. В остальное время с учетом того, что шипованные покрышки портят хайвеи, ездить на зимних колесах под страхом штрафа с двумя нулями запрещается. Зимой в дополнение к шиповке полиция штата Вашингтон предлагает водителям возить с собой цепи, которые можно установить на колеса в случае снежной бури, а при отсутствии таковых полицейские вправе запретить въезд в опасные районы. Правда, в обязательном порядке зимой цепи должны устанавливаться на ведущие оси большегрузных автомобилей и автомобилей экстренных и коммунальных служб.

На Аляске водители могут переходить «на зиму» еще раньше. Здесь разрешено использовать шины с шипами с 15 сентября по 1 мая. Впрочем, размер шипов также жестко регламентирован: они не должны выступать более чем на четверть дюйма. Попытка местных законодателей принять закон, обязывающий жителей Аляски «переобуваться» в шиповку, местные водители, 90 процентов которых ездят на всесезонке, встретили в штыки и в итоге эта инициатива была провалена.

А вот в соседней с Аляской Канаде властям все-таки удалось принять постановление об обязательном переходе на зимнюю резину. Так в канадском Квебеке, начиная с 2005 года, в период с 15 декабря по 15 марта все зарегистрированные здесь легковые машины и такси должны поменять летние колеса на зимнюю шиповку. Нарушителям, пойманным «на лете» полицией, грозит штраф в размере от 200 до 300 долларов. Впрочем, канадцы, которые собираются зимой на своих авто прокатиться в солнечную Флориду на отдых, в это время могут спокойно ехать на летней резине при условии наличия специальной транзитной страховки, действующей ровно 7 дней.

Ознакомьтесь так же:  Отзывы о голубой глине от целлюлита

Квебек рассола

Если грядущей зимой вы захотите в очередной раз поругаться на городские власти за разъеденные солью ботинки, вспомните о канадцах. Им приходится не слаще. А город Квебек даже называют «столицей соляных рассолов».

Научные исследования на тему того, чем лучше посыпать дороги для предотвращения гололедицы, проводятся давно. Но ничего лучше технической соли пока, похоже, не изобретено. В Канаде ее ежегодно используют 10-12 миллионов тонн.

Другое дело, что в Канаде, как и в некоторых других странах, при строительстве в асфальт добавляют материал верглимит — смесь на основе хлористого кальция. Покрытия с этой добавкой способствуют таянию снега и льда. Правда, не все научные исследования доказывают правоту этого утверждения.

Все дороги в Стране кленового листа принадлежат государству. Деньги на заботу о состоянии покрытий и на дополнительное строительство выделяются из бюджетов различных уровней. Если трасса федерального значения — то правительством, если местного — то муниципальными властями. Сколько точно нужно выделить, вычисляют по формуле: сумма километров дорог, помноженная на стоимость содержания одного километра. В прошлом году средняя цена ухода за одним километром канадской дороги в зимний период составила 4600 канадских долларов (4510 американских).

Эти деньги поступают в специальные дорожные администрации, подчиняющиеся министерству транспорта. Их задача — повышать эффективность использования дорог и увеличивать их безопасность, тем самым снижая затраты на их эксплуатацию. Считается, что во многом поэтому уровень безопасности на автомобильном транспорте повышается из года в год. Об этом свидетельствует статистика: снижается число аварий из расчета на душу населения и на каждый миллиард общего пробега всех зарегистрированных в стране автомобилей.

Кстати, именно дорожные администрации несут ответственность за безопасность на дорогах. Но вместе с ними и водитель. Он обязан содержать свое транспортное средство в хорошем рабочем состоянии и надлежащим образом его оборудовать. Водитель самостоятельно принимает решение о снижении скорости до безопасной при соответствующих погодно-климатических условиях (снегопаде, метели, тумане) и состоянии проезжей части (снежном накате, гололеде). Адекватность его действий в первую очередь учитывается при разборе ДТП и определении виновных.

В некоторых канадских провинциях также учитывается, в какую резину была «обута» машина. Законодательство в этой области отличается в зависимости от региона. В северных краях, а также в провинциях Альберта и Саскачеван использовать шипованную резину можно круглый год. В большинстве других провинций это разрешено с октября по май. Срок может быть продлен в случае ранней или затянувшейся зимы. А летом ездить на зимней резине категорически запрещено. Самая удивительная в плане законов в этой области канадская провинция — Онтарио. Там на «шипах» можно кататься только с 1 октября по 30 апреля и только в северных районах Пэрри-Саунд и Ниписсинг. Проезд за пределами этих районов карается штрафом в 1000 канадских долларов (980 американских).

Без шипов за штрафом

Зимой усилий для обеспечения безопасности принимается больше, чем в другие времена года. Главное, как считают финны, нужно все продумать до мелочей и строго соблюдать принятые правила.

Первым делом финские власти разбили все дороги на несколько категорий зимнего содержания. Дороги высшей категории убирают от снега и обрабатывают солью в первую очередь, второстепенные дороги — во вторую и проселки — в последнюю очередь.

Поскольку автомагистрали чистят постоянно, то и снежного наката на них не бывает. Второстепенные и проселочные дороги к середине зимы оказываются под слоем укатанного снега. Однако это не является помехой для движения транспорта. Автомобилисты уверены: их машины не провалятся в снег и будут уверенно ехать по насыпанному песку.

Под словом «песок» в Финляндии понимают гранитную крошку. Она дает лучшее сцепление колес с дорогой, чем речной песок. Гранитной крошкой дорожные службы Суоми посыпают самые сложные участки — въезды на мосты и перекрестки дорог.

За качеством зимнего содержания магистралей в Финляндии наблюдает дорожная администрация, которая задает очень высокие нормативы. Те, кто не соблюдает ее требований, могут лишиться прав на обслуживание автотрасс и соответственно солидных гонораров за свою работу, которые выделяются из государственного бюджета.

Но и к водителям в Суоми требования предъявляются самые серьезные. Какой бы ни была дорога, а отвечать за свою безопасность придется все равно владельцам автотранспорта. Дорожная администрация требует от них соблюдения всех своих рекомендаций и требований. Среди них — с 1 декабря по 1 марта ездить обязательно на зимних, желательно шипованных, шинах. Однако они наиболее эффективны при езде по дорогам с уплотненным снегом. А на асфальте польза от шипов, мягко говоря, никакая.

Поэтому финским водителям предлагают фрикционные шины, которые могут менять свои свойства в зависимости от температурных условий.

В Финляндии существуют специальные курсы, на которых водители тщательно изучают особенности зимнего вождения. Среди таких особенностей — специальные знаки, которые меняют свое значение в зависимости от погодных условий. Относиться к ним надо с особым вниманием — ведь они дают конкретную, ситуативную информацию.

Езда по сахару

Снег и гололедица на дорогах для шведов, которые во всем любят порядок и продуманность, долгое время оставались одной из самых болезненных проблем.

Но пять лет назад наконец было найдено ловкое и недорогое решение. В Швеции уверены, что сахар сможет спасти дороги зимой.

«Сахарный проект» в 2005 году предложила исследовательница с острова Готланд Руна Калбом. По ее расчетам, смесь соли и сахара воздействует на снег и гололедицу намного эффективнее, а вред от такой комбинации гораздо меньше. На тестирование проекта были выделены средства из государственного бюджета, но на национальном уровне это новшество еще не применяется.

Руководители проекта не перестают восхищаться своей находкой и говорят о ее преимуществах. Горан Габриельссон, возглавляющий «Сахарный проект», рассказал, что ежегодный ущерб от ржавчины, вызванной солью, составляет около 90 миллиардов крон в год. Сахар же значительно снижает воздействие едких солей. Тем не менее полностью заменить соль сахаром не получится. Структура сахара значительно жестче, и за счет этого дорожное покрытие замораживается не так быстро, как после использования соли. Но его действие без добавления соли сводится практически к нулю. Поэтому сахар заменит 25-50 процентов используемой соли.

Пока сладкая замена соли практически всем устраивает сердобольных шведов. Единственное, что еще предстоит выяснить: как на сахарные дороги отреагируют дикие животные. Исследователи очень беспокоятся, что олени и лоси начнут слизывать сахар, тем самым создавая проблемы для водителей.

Однако для того, чтобы шведская зима прошла без особых происшествий, одного сахара мало. Важно чтобы и водители с ответственностью относились к состоянию своего автомобиля и вовремя меняли протекторы. В законе некоторых коммун (в основном в северной части Швеции) даже прописано, что каждый водитель с 1 декабря по 31 марта обязан менять летние шины на зимние. При этом для сознательных шведов существуют бонусы: за неделю до официального перехода на зимнюю резину некоторые автосервисы предлагают бесплатные услуги по замене шин.

Существуют и другие варианты. Например, круглогодичные колеса. Но их разрешается использовать только на юге страны, где редко бывают сильные морозы.

Точно, как в аптеке

В центрах техобслуживания автомобилей на севере и северо-западе сейчас горячее время. Стоило появиться первым снежинкам, как французы ринулись менять летнюю резину на зимнюю.

Запись на неделю вперед, а то и больше. Опять возникла дискуссия: всем автомобилистам надо обязательно переходить к концу года на приспособленные к снегу и гололеду покрышки. Иначе — штраф. Некоторые предлагают поднять вопрос в парламенте, но воз пока не сдвинулся с места.

А вот в других районах Франции, кроме, естественно, горных и тем более высокогорных, полное спокойствие. В Париже, Лионе, Марселе, где снег выпадает крайне редко и, как правило, сразу тает, автомобилисты к зиме никак не готовятся. Чего не скажешь о региональных и муниципальных службах, призванных в случае зимней непогоды наводить порядок на дорогах.

Главное средство, как дали понять «РГ» в управлении дорогами центрального района Иль-де-Франс, это своевременное информирование участников дорожного движения. В районе, начиная с середины ноября и по март включительно, в режиме постоянного времени функционируют собственные метеостанции, а с помощью спутников отслеживаются воздушные потоки, способные принести дождь, снег и в итоге гололед. Вся информация выкладывается на специальном сайте. Ее также транслируют по местным радиостанциям, предназначенным для тех, кто за рулем.

В управлении Иль-де-Франс существует 22 центра, на которых сконцентрированы 320 служащих, готовых в любой момент отправиться по заранее выверенным маршрутам. Причем особое внимание уделяется, как подчеркивают в районном управлении дорогами, работе на упреждение. Это значит, что после обработки данных с метеостанций и со спутников необходимо с аптекарской точностью выбрать момент, когда еще до начала снегопада и угрозы гололеда требуется вывести на дороги машины, разбрызгивающие соляной раствор.

Немного раньше — и работа пойдет коту под хвост. Ну а если позже, то есть риск, что машины застрянут в автомобильных пробках, которые во Франции имеют нехорошую традицию образовываться, как только начинает валить снег.

320 работникам управления, а они находятся в ведении местного органа управления — Генерального совета Иль-де-Франс, приходится держать под своим контролем 14 550 000 квадратных метров дорожного покрытия района. Это не считая скоростных трасс, которыми занимаются эксплуатирующие их компании.

Ну а если выпал снег, и его много, как это случилось в прошлом году, в частности, на востоке страны? В междепартаментской дирекции дорог этой обширной области (12 департаментов), которая занимается обслуживанием 1660 километров дорог разного назначения, недавно было проведено совещание. Принято решение: в случае обильных снегопадов бросать снегоуборочную технику на очистку исключительно правого крайнего ряда движения. И лишь после браться за остальные. В прошлом году там пытались очистить сразу все дорожное полотно, что привело к огромным пробкам. К сложным реагентам, как правило, во Франции не прибегают: дорого, да и в плане экологии не очень. Ставка в основном на соль: в прошлом сезоне на востоке страны ее использовали в количестве 55 000 тонн.

Песок захватим с собой

Хотя вроде бы синоптики и предупреждают о снегопадах, резком понижении температуры, но, похоже, прогнозы метеоцентра остаются не услышанными только коммунальными службами. Знакомая ситуация, не правда ли?

И хотя Пекин переводится как «северная столица», и зима здесь действительно суровая, однако снег — большая редкость. Например, в прошлом году осадки выпадали не более десяти раз за сезон. Правда, довольно обильные и, конечно же, «неожиданные».

Но и этих дней хватило с лихвой, чтобы уяснить главный прин цип работы городского коммунального хозяйства. А он очень прост, такой же как и знаменитое выражение про двух военнослужащих, способных заменить экскаватор. Обычно на улицы Пекина с лопатами и метлами выходят тысячи дворников и с раннего утра очищают город. А снегоуборочных машин на улицах замечено не было. Может, они, конечно, и есть, даже томятся где-то в гаражах. В помощь дворникам в последние годы городские власти решили использовать реагенты, однако это вызвало неприятие как простых граждан, так и экологов. А тем временем в снежные дни город полностью останавливается: резину не меняют, снег не всегда успевают убрать.

С другой стороны, переход на шипованные колеса в столице вряд ли будет оправдан, поскольку снежных дней не так уж и много, а в сухую погоду зимняя резина, как известно, может сыграть злую шутку. Да и большинство китайских водителей панически боятся снега. Но при этом они не оставляют свои машины дома, а с упорством пытаются ехать по заснеженным улицам.

Если недостатки в работе коммунальных служб Пекина можно списать на то, что снег в городе — это почти стихийное бедствие, то на севере и северо-востоке Китая настоящая зима: с лютыми морозами, постоянными снегопадами. И, наверное, поэтому здесь картина несколько иная. Автомобилисты стараются заранее «переобувать» машины, практически у всех обязательно в багажнике цепи, а если выезжают за город, то и ящик с песком. Правда, в различных районах Китая законодательно не закреплен переход на зимнюю резину, полиция ограничивается лишь рекомендациями.

Да и коммунальные службы крупных городов работают не в пример столичным. Например, в Харбине (административный центр провинции Хэйлунцзян) зимой можно постоянно наблюдать снегоуборочную технику, улицы посыпаются реагентами. Лет десять назад использовали соль, потом перешли на реагенты, но сейчас стараются по минимуму использовать присыпки, поскольку все это очень негативно влияет на состояние дорожного покрытия.